В США правят юристы, в Китае – инженеры

В США влияние университетского сообщества на политику либо отсутствует вовсе, либо является до некоторой степени негативным.

Напротив, в Китае многие из высокопоставленных людей в партии и правительстве являются выходцами из узкого круга университетов. Так что в Китае связь между университетами и правительством гораздо более тесная.

Про Европу говорить трудно. Существуют жалобы представителей бизнеса на то, что университеты слишком много внимания уделяют теоретическим вопросам и не участвуют в решении практических задач. Исключением служат бизнес-школы – Международный институт развития менеджмента в Лозанне или INSEAD в Париже.

В США университеты не оказывают никакого влияния на политическую борьбу и на действия правительства. В Китае, напротив, их влияние очень велико. В Массачусетском технологическом институте есть совместный проект с китайским университетом Цинхуа. По-моему, трое из четырех последних китайских президентов – выпускники этого университета.

Заместитель председателя Собрания народных представителей – профессор Пекинского университета. В Китае ученые имеют очень большое влияние на политику правительства. В США ученые не встроены в политическую структуру. В лучшем случае их иногда привлекают в качестве советников.

Одна из причин того, что влияние университетов на политический класс в США весьма мало, состоит в том, что университеты сами не хотят углубляться в политику, считая, что это исказит их суть. С другой стороны, и люди в правительстве не очень заинтересованы в том, чтобы спрашивать мнение ученых. Конечно, есть исключения, но в целом уровень подготовки и умственные способности членов Конгресса и других политических лидеров достаточно невысоки. Ситуация заметно ухудшилась за последние двадцать лет.

Это особенно заметно, если сравнить, опять же, с Китаем. Члены китайского правительства, с которыми я общался, очень разумны и имеют хорошее образование – как правило, техническое. И это еще одна из причин управленческих проблем Америки. В США правят юристы, в Китае – инженеры. У китайцев другое отношение к техническим вопросам, они готовы учиться, стараются разобраться в стоящих перед ними проблемах.

Процент людей с высшим образованием в Америке постоянно растет. Целью нынешней администрации в Белом Доме вообще является поголовное привлечение всех выпускников школ в университеты. Нет уверенности, что это правильный путь. Дело в том, что, при обучении в университете слишком много внимания уделяется абстрактным, теоретическим вопросам. Процент людей, идущих в университеты, – не главный показатель развитости общества. Все зависит от содержания образования. Оно должно учить эффективному подходу к реальным проблемам, с которыми сталкиваются как отдельные компании, так и города, страны и регионы.

Университеты должны уделять больше внимания проблемам, стоящим перед миром. Другая важная задача университетского образования – развитие личности. Здесь важную роль должно играть гуманитарное образование. В данном контексте философия, литература и искусство крайне важны. Если вам не преподали все это к двадцати годам, то, вероятно, вы и дальше не будете разбираться в этих сферах. Но гуманитарное образование надо сочетать с активистской деятельностью и получением практического опыта. Лучшие университеты XXI века должны будут сочетать эти два направления в своей деятельности.

       
Print version Распечатать