Уроки белорусской трагедии

От редакции. Одним из главных международных скандалов конца 2010 года было произошедшее в Белоруссии после выборов президента страны. Органы безопасности страны, с подачи Александра Лукашенко, арестовали практически всех оппозиционных лидеров, принудив оставшихся на свободе к сотрудничеству. Подобное поведение белорусского лидера стало шоком для международного сообщества. Шоком оно стало и для России. Кремль до последнего тянул с поздравлениями Лукашенко, несколько раз опровергая факт того, что подобные поздравления были посланы. Американский политолог Айра Cтраус полагает, что режим Лукашенко - тот общий враг, против которого Запад и Россия могут объединиться, забыв разногласия, а объединившись сделать постсоветское пространство более демократическим и свободным. "Русский журнал" публикует статью Айры Cтрауса, в которой он доказывает не только возможность, но и необходимость подобного альянса.

* * *

С западной точки зрения события в Беларуси – это настоящая катастрофа. Помимо того, что в Беларуси были проведены еще одни несправедливые выборы, по этой стране прокатилась целая волна репрессий после объявления победителем диктатора Лукашенко. В 2010 году Россия, как и Запад, стремилась избавиться от Лукашенко, поскольку после этого для России открывались бы новые возможности для сотрудничества с Беларусью. Однако сейчас, видя, что никакой выгодны нельзя извлечь от борьбы со свершившимся фактом, и что определенную геополитическую выгоду можно извлечь в противостоянии Западу, Россия признала результаты президентских выборов в Беларуси.

В связи с этой трагедией появляются два вопроса: что пошло не так, и что можно сделать, чтобы сгладить ее последствия?

Ошибка Запада и России заключалась в том, что они не смогли договориться об общей стратегии по отстранению от власти Лукашенко. С обеих сторон наблюдалось нежелание рассматривать какие-либо совместные действия, обе стороны опасались признать легитимными методы друг друга. Россия и Запад в течение многих лет не признавали влияние друг друга, рассматривая его как “империализм” и вмешательство во внутренние дела”, стороны разрабатывали враждебные стратегии. После двух десятилетий такого поведения Россия и Запад, даже понимая, что Лукашенко пора уйти, так и не смогли прийти к общему согласию для достижения этой цели.

Обе стороны могли бы договориться о пассивном подходе, отказавшись от какой-либо поддержки Лукашенко. Но такие соглашения неизбежно распадаются, поскольку они недостаточно сильны для свержения диктатора, который сохраняет возможность заигрывать с интересами каждой из сторон и перетягивать ее на свою сторону. Это и произошло в итоге с Россией. Только совместные действия, активные, явные и даже демонстративные, - могут помочь побороть этот соблазн. В результате может быть развернута совместная кампания, которая окажется достаточно мощной, чтобы справиться с центробежными силами взаимных интересов. Это может способствовать появлению общей гордости за совместно достигнутый результат, привычка постоянно обвинять в чем-то другую сторону может уйти в прошлое.

Это должно послужить уроком для всех политиков, оперирующих на пост-советском пространстве. Это не будет последним шагом в прогамме примирения, не остановит стороны от действий на пространстве СНГ, но сделает так, что любое вмешательство будет происходить в тот момент, когда оно будет на 100% обоснованным. Именно это утопическое требование и служит причиной постоянного конфликта между Россией и Западом, оно нередко сводит на нет политическую жизнь стран, оказавшихся между Россией и Западом как между молотом и наковальней, мешает развитию этих стран и не дает возможности самой России ориентироваться на западную демократию. Вместо этого России и Западу следовало бы выработать совместную политику в странах бывшего СССР и придерживаться достигнутых договоренностей. Это означает достижение согласия по поводу того, какие политические фигуры разумно и взаимовыгодно допускать к власти, согласия по поводу оказания им поддержки, согласия по целому ряду взаимовыгодных политических мер, которые будут предприняты руководителями бывших советских республик. Россия и Запад могли бы совместно следить за выполнением выработанной политики, согласовывать лидеров, которые удобны обеим сторонам, а также разрабатывать меры по замене неудобных лидеров и меры, направленные на стабилизацию ситуации после отстранения от власти таких лидеров, на проведение законных выборов, результаты которых способны снять напряженность в обществе. Легитимность таких мер на 90% была бы обеспечена взаимными договоренностями двух великих внешних сил, чье огромное и неизбежное влияние в бывших советских республиках хорошо известно. Также важно соблюдать и формальные тонкости, и этот процесс значительно упростился бы, если две стороны координировали бы общие усилия и хвалили бы друг друга за совместные действия, а не обвиняли бы друг друга в нарушении всех мыслимых и немыслимых правил.

Что сегодня можно предпринять в Беларуси?

Сейчас что-либо предпринять гораздо сложнее, поскольку Россия, скорее всего, права в том, что Лукашенко формально выиграл эти выборы, и это дало ему формальные полномочия оставаться у власти в течение длительного периода времени. Но также, скорее всего, правы представители ОБСЕ и белорусские оппозиционеры, которые заявили, что выборы сопровождались очень серьезными нарушениями. Лукашенко, как и любой другой диктатор, прибегает к обману и к завышению числа проголосовавших за него даже тогда, когда для этого нет видимой необходимости, просто чтобы быть уверенным в своей победе наверняка.

И все же многое еще можно сделать. США могут незамедлительно провести консультации с Россией на высоком уровне для выработки совместных заявлений по данному вопросу. Россия и США могут прийти к общему соглашению по их будущим совместным действиям. Такое соглашение могло бы включать следующее:

n Немедленные действия: призыв к белорусским властям с требованием освободить всех заключенных оппозиционеров и снять с них все обвинения. Запад потребует это в любом случае, но это действие будет эффективным только при участии России, которая также может оказать на Лукашенко определенное давление. Сейчас, когда выборы уже состоялись, и когда Лукашенко предложил себя России в качестве определенного противовеса Западу, Россию будет гораздо сложнее уговорить пойти на этот шаг. Возможно, Западу для этого потребуется пойти на определенные уступки. И все же Западу стоит попытаться добиться этого, иначе его требования будут проигнорированы. При наличии долгосрочного плана совместных действий Россия может пойти на компромисс.

n Долгосрочные цели: следует выработать план совместных действий для отстранения от власти Лукашенко в будущем, а также для стабилизации ситуации в Беларуси – замена Лукашенко на временное правительство, которое возглавят фигуры, приемлемые для России и для Запада, проведение свободных выборов и совместная поддержка интересных для России и для Запада кандидатов (белорусы прислушаются к общему совету России и Запада, потому что они знают, что их будущее зависит как от России, так и от Запада, белорусы проявят благоразумие).

n Проведение консультаций по долгосрочному сотрудничеству России и Запада на пространстве таких бывших советских республик, как Кыргызстан и Грузия.

Противостояние между Россией и Западом не является естественным на пространстве бывших советских республик, это противостояние – пережиток прошлого, искусственный продукт, старый рефлекс обеих сторон, а именно – рефлекс страха, демонизации, стремление перетянуть одеяло на себя. Это противостояние отрицательно сказывается на развитии бывших советских республик, оно мешает строительству демократии в этих странах.

Сторонами уже было предпринято много пассивных попыток воздержаться от участия в этом конфликте. Конфликт притухал, но затем он разгорался с новой силой. Это настоящий микрокосм устойчивой хрупкости всех отношений “перезагрузки” - конфликт в своем вялом виде устойчиво продолжается, однако различные аналитики обеих сторон ежедневно предрекают его скорейшее завершение. Впечатляет российская поддержка Запада по иранскому вопросу, но эта поддержка все же ограничена и противоречива, потому что Россия по ряду аспектов поддерживает и Иран. “Перезагрузка” отношений пока зависит от совпадения крупных интересов, в том числе и политических интересов президентов России и США, а не от общности интересов обеих сторон.

“Перезагрузка” отношений сконцентрирована на пассивных ограничителях – на избежании слишком жесткого нарушения интересов другой стороны (при этом и на Западе, и в России сохраняются силы, требующие таких нарушений), на избежании слишком агрессивной риторики в случаях, когда одна из сторон все же допускает такие ограничения. Эта “перезагрузка” носит симбиотический, непоследовательный характер. Последовательная, устойчивая, самогенерирующаяся, кумулятивная “перезагрузка” отношений предполагает общие интересы, задачи, моральные ценности и гордость за результаты как совместных, так и индивидуальных действий обеих сторон. Для всего этого нужно выработать план совместных действий. Беларусь – это идеальное место для начала такого сотрудничества.

       
Print version Распечатать