Украина ждет силовика

Украина, глубоко включенная в глобальную экономику, сильно пострадала от этого кризиса. Она – экспорто-зависимое государство. Европа, Штаты, Россия неприкрыто борются за свое влияние в этой точке. В этих условиях Украина должна была сформировать свой очень мощный центр. Объективно Украина нуждалась в едином центре принятия решений, и это должен был быть президентский институт. Но вы сами знаете о том, что фактически власть Украины фрагментирована между различными финансово-промышленными группами, которые после 2004 года взяли власть под свой контроль. Население Украины ждет сильного политика, и ситуация объективно подталкивает его к авторитарному типу решения проблем. И если говорить о том, кто может стать диктатором – конечно, прежде всего это Юлия Владимировна Тимошенко. Большинство экспертов и политиков смотрят на нее как на кандидата номер один по установлению авторитарного режима в Украине. Население видит это иначе.

В социологическом опросе мы задали вопрос: кто из политиков способен вывести Украину из кризиса? Так вот, считают, что Янукович способен вывести из кризиса, – 20,5%, Тимошенко – 13,8%, Яценюк – 9,6% (он в последнее время достаточно сильно поднялся в рейтинге).

Помимо Тимошенко, пока еще имеет минимальные рычаги и Ющенко, хотя его рычаги уже в большей степени мифические. Чтобы ввести какое-то тоталитарное правление ему сложно будет опередить силовиков, в отличие от 2006 года. Несмотря на наличие у него планов прямого президентского правления, де-факто не будет рычагов, чтобы его осуществить.

Способны ли украинские силовики выдвинуть своего человека? В принципе, такие варианты сейчас рассматриваются. Силовые органы очень пострадали от кризиса, и материально, и духовно. Они находятся в унизительно подчиненном положении. И в армии, и в спецслужбах зреет открытое недовольство тем, что происходит в стране. Я не исключаю, что появится политическая фигура, консолидирующая силовиков.

И еще один вариант, который обсуждается, это переформатирование украинского государства через национальный конгресс или «конституционное собрание». Определенные круги предлагают таким легальным, вернее, паралегальным путем создать новую «Третью республику». Такая вероятность относительно мала Поэтому, на мой взгляд, если математически прогнозировать, каким образом ситуация в Украине разрешится, то – 80 на 20 – она разрешится силовым путем. Вероятность силового варианта превосходит вероятность несилового.

Наверняка надо ждать попыток урегулировать конфликт через создание структур по типу круглого стола, как это было в 2004 году, но на более системном, серьезном уровне. Перерастание конфликта в силовую фазу будет означать, что в Евразии начинается фаза силовых противостояний. Не секрет, что сегодня Евразия готовится к большим конфликтам. Если ситуация у нас перейдет силовую грань, то Украина станет одним из костров в череде больших костров, как, скажем, война в Испании в 1936–39 годах.

Мы еще не падающее государство, не упавшее. Но сползаем в эту сторону. Таких государств скоро будет много.

Я, кстати, и насчет России в этих условиях не строил бы иллюзий. Потому что Россия, в общем-то, подходит к тому же порогу, что и Украина. Единственное, что у нее есть сейчас – более или менее четко работающая вертикаль власти. Однако, у нее есть и большие проблемы, по периметру, и в экономике, и на уровне противоречий с Соединенными Штатами Америки.

       
Print version Распечатать