Удачи и неудачи Барака Обамы

Вряд ли можно серьезно говорить о том, что усилия президента Барака Обамы направлены на создание качественно иной экономической системы, чем ныне существующая (например, социализма). Администрация Обамы пытается усилить роль правительства в жизни общества. Планы президента, в том виде, в каком они были представлены в предварительном бюджетном предложении, не оптимальны для Соединенных Штатов. В некоторых случаях он преследует похвальные цели – меньшее загрязнение окружающей среды, новые подходы к энергетике и реформа здравоохранительной системы, но таким путями, которые нельзя расценить иначе, чем ошибочные.

Самое главное – он предложил план, который просто невозможно реализовать: отменить заимствование на пару следующих лет, для того чтобы справиться с кризисом, однако проблема – в массовом и бесконтрольном кредитовании на пять-десять лет вперед. Это потребует политически неприемлемых уровней налогообложения, взрыва инфляции или другого финансового кризиса.

Пока президент Обама значительно увеличил число людей, которые верят в то, что страна находится на верном пути. И такой оптимизм дорогого стоит перед лицом кризиса.

Но список неудач этой администрации, увы, длиннее.

Президент упустил возможность достичь двухпартийного согласия, о готовности к которому он столько говорил. Он сделал выбор в пользу долгосрочных программ осуществления расходов, которые запланированы на несколько лет, вместо политики «быстрой накачки» денег в экономику. Его «снижение налогов» – на самом деле выплаты, противоречащие хорошей политике ведения общественных финансов (налог на прибыль, возврат единой суммой).

Президент выглядел слишком сдержанно и застенчиво в противостоянии со сторонниками протекционистской политики. Его администрация с самого начала поддержала печально известную акцию «покупай американское», чтобы обеспечить поддержку своим стимулирующим программам. Лишь потом, да и то частично, администрация отступилась от этого плана. Президент Обама, в частности, подписал ряд законопроектов, содержание которых явно нарушает международные обязательства США по торговым соглашениям (например, запрет для мексиканских грузовиков перевозить грузы по территории США). Обама также заблокировал утверждение соглашений о свободной торговле с Колумбией, Панамой и Южной Кореей.

Президент обещал бороться с порочной практикой чрезмерных расходов федерального бюджета. И он же подписал законопроект, который был просто переполнен такими непродуманными сметами.

Но это все частности. Самое главное – администрация Обамы не смогла справиться с финансовым кризисом. В стране сложилась довольно интригующая ситуация – президент избегает брать на себя какую-либо ответственность за происходящее в финансовом секторе, делегируя полномочия по борьбе с кризисом министерству финансов и ФРС. Их тактика заключается в том, чтобы избежать крушения банковской системы, поддерживая статус-кво крупными вливаниями средств без серьезных структурных реформ. Нельзя не согласиться с объективной критикой такого подхода либеральными комментаторами вроде Саймона Джонсона и Пола Кругмана. Подход к банкам, «токсичным» активам и автомобильным компаниям во многом соответствует стратегиям Буша. Попытка использовать денежное стимулирование также является продолжением политики администрации Буша. Из его администрации вышли и некоторые ключевые фигуры обамовского экономического блока (нынешний министр финансов Тимоти Гейтнер играл принципиальную роль в создании финансовой стратегии администрации Буша). Администрации Обамы стоило бы уже озаботиться разработкой собственной оригинальной программы выхода из кризиса.

Самое скверное в нынешней политико-экономической ситуации – неоправданное расширение границ государственной власти. Оно случилось в контексте текущего кризиса и не является насущной необходимостью для страны. Правительство не должно управлять ведущими частными компаниями.

       
Print version Распечатать