У российской философии лишь одна проблема

От редакции. В преддверии грандиозного события для отечественной философской науки – международного дня философа, который впервые должен пройти в России (под эгидой ЮНЕСКО), 10 ноября, в Александр-Хаусе для участия в круглом столе «Ситуация с философией в России»собрались люди, которым не безразличны проблемам отечественной философии. Данный круглый стол был организован Фондом Эффективной политики, Философским факультетом ГУ-ВШЭ и Русским журналом. В нем приняли участие академические и сетевые философы. В дискуссии приняли участие директор Института философии академик Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов, декан философского факультета МГУ Владимир Васильевич Миронов, декан философского факультета Алексей Михайлович Руткевич и многие другие. «Русский журнал» предлагает своим читателям ознакомиться с выступлением декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора философских наук Владимира Васильевича Миронова.

* * *

Взаимоотношения философии и власти всегда носят диалектический характер. Когда философия выступает фундаментом государственной идеологии, философы пользуются привилегиями, и философия якобы развивается. Когда философия становится неугодной и начинает критически к относиться к действиям власти или кого-то не устраивает тот или иной взгляд на решение той или иной проблемы философии, ее пытаются ликвидировать.

Я бы начал с обсуждения очень любопытной вещи. Философские факультеты престижных ВУЗов как будто бы благоденствуют. Философскому факультету ГУ-ВШЭ был предоставлен в пользование новый корпус, философский факультет МГУ практически только что справил новоселье. Что касается конкурса, то он просто запределен. В этом году на одно место на философском факультете МГУ претендовало 40 человек. В то же самое время все понимают условность подобного конкурса, поскольку одновременно подавались документы и на другие факультеты. Однако, это специальная тема.

Я поспорил бы с мнение, что период советской философии – это потерянное время для отечественной философской традиции. С моей точки зрения – это один из мифов. В советское время на философских факультетах и, в частности, на философском факультете МГУ, обучали очень хорошо. Свидетельств тому множество. Этому есть определенное объяснение. Дело в том, что наряду с гримасами марксизма-ленинизма, присутствие которых невозможно отрицать, существовала определенная свободы мысли. На философском факультете МГУ всегда можно было читать то, что на других факультетах читать было нельзя, начиная от Библии и кончая Сартром. И это факт. Философия – это, прежде всего, свободное мышление, а философ свободен, прежде всего, внутри себя. Соответственно на философских факультетах всегда подразумевалось, что эта свобода должна быть. Мы помним мрачные времена, когда для поступления на философский факультет было необходимо получить рекомендацию обкома партии, но именно поступившие по этой обкомовской квоте, отличались свободомыслием. Именно в эти годы факультет дал много достаточно свободомыслящих людей, которых отнесли к так называемому классу диссидентов.

В отличие от многие, я не испытываю пессимизма по поводу состояния отечественной философии. Сегодня издаются хорошие книги, уровень преподавания философии достаточно высок. Но в то же время есть одна, очень серьезная проблема – это кадры. И эта проблема, кстати, нигде не обсуждается. В идущей ныне реформе образования проблема кадров вообще не затронута. Но всем очевидно, что через три-четыре настанет кадровый коллапс. Он связан с тем, что у нас отсутствует нормальная пенсионная система и мы просто не можем отправить заслуженного человека на пенсию. Есть огромное количество людей, которые по возрасту и по другим причинам могли бы, наверное, уже отойти от дел, но, извините, ситуация такая, что они уйти не могут. А они не могут уйти – значит, они не освобождают ставки. Они не освобождают ставки – значит, у нас стагнируется ситуация с приглашением молодых людей. В ГУ-ВШЭ ситуация более свободная, поскольку созданный философский факультет обладает большей свободой в распоряжении ставками. А, например, традиционные философские структуры связаны тем багажом хороших, в общем, людей, безусловно, которые делали свое дело, но которые сегодня действительно могли бы потихонечку уступать место и молодым.

Один из вопросов, который я хотел бы затронуть, касается состояния академической философии. Иногда чувствуется наивность противопоставления старой, академической философии философии неакадемической, маргинальной. В конце концов любой философ, каким бы он маргинальным не был, все равно готов пойти на уступки системе для того, чтобы получить диплом кандидата или доктора наук. Более того, в своих сайтах и блогах эти маргинальные философы постоянно ссылаются на защищенные диссертации.

       
Print version Распечатать