Тушите свет

В четырех регионах День Знаний модифицируется, собственно, в День Веры - так, в Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской областях курс "Основы православной культуры" станет из факультативного - обязательным. Ещё в одиннадцати "основы" вводятся факультативно. Таким образом, уже в полутора десятках регионов России мы получим (а, строго говоря, - уже получили) готовую машину для промывания мозгов, полный аналог регионально понятого атеистического воспитания.

Действительно, никакой разницы: раньше объясняли, что Бога нет, теперь - что Он есть. И там, и сям - оценки. И там, и сям - обязаловка. Если не сдал - оставайся на второй год. Нормальная православная позиция на этот счет, высказанная недавно Андреем Кураевым (каждая мировая религия имеет право на преподавание аналогичного курса, основы православия - это не Закон Божий и проч.) почти наверняка не получит никакого развития просто потому, что она слишком, извините уж за бранное слово, интеллектуальна.

Понимаете, это же надо думать - а в наших школах принято не учить, а воспитывать. Опять же: а если придет проверяющая комиссия? Маша! Как правильно надо молиться? Молодец, Маша! Вовочка! Вон из класса! И так далее?

Помнится, на последних Рождественских образовательных чтениях управдом Московского патриархата РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) отчитывал министра образования и науки: "Уважаемый Андрей Александрович, не бойтесь того, что в школу придет священник. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к нему придет проповедник шовинизма и жестокости". Собственно, добавить нечего. Зажжем свет веры и добра, товарищи! Зажжем! Скажем решительное "нет" игромании и равнодушию. Выберем истинную культурную идентификацию для наших детей! Русский - православный! Ничего не напоминает?

Смех смехом, а ситуация, между прочим, довольно-таки страшненькая. Во вполне себе светской стране раскручивается неостановимый маховик православного воспитания, вежливо именуемого образованием. Скоро нам должно ждать и более грустного: проникновения теологии в номенклатуру ваковских специальностей, исчезновения понятия свободы совести из языка, открытия всё новых и новых теологических кафедр в университетах, готовящих - кого? Всё новых и новых преподавателей "Основ православной культуры"? Извините за выражение, "Введения в общее мракобесие"?

Здесь есть одно печальное "но": как известно, учителя в школы на один предмет не приходят - слишком мало педагогической нагрузки. Следовательно, эти учителя будут приходить на комплекс предметов наподобие "православного диамата": например, ИТМК1 (учите, дети, православную культуру), история России (Россия, дети, это православная страна), обществознание? на этом мысль останавливается.

С остановившейся мыслью и остановившимся взглядом, одной строкой: в Свердловской области "основы" преподаются в тридцати двух детских садах. Декан педагогического (sic!) факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета иеромонах Киприан (Ященко): "Для нас сейчас принципиально важно, сможем ли мы, не только с помощью школы, - образование у нас зиждется на четырех столпах - это школа, семья, Церковь и Государство, - все эти четыре института должны потрудиться, для того, чтобы детки могли противостоять греху". Обратимся к известному современному варианту списка грехов Алексея Андреева: падала духом (?2), допускала половую связь до брака (?8), разжигалась мыслями (?9), расслабляла свою душу долгою беседою с молодыми людьми другого пола (?23), читала любовную переписку, переписывала, заучивала страстные стихи, слушала страстные стихи, песни, музыку, смотрела кинокартины (?24), форсила (?54)... К этому нас призывают? "Не форсить"? Все - на "Дорогу к Храму"?

К 2010 году запланировано подготовить более 10 тысяч преподавателей "основ" из числа учащихся духовных учебных заведений и светских педагогов, т.е. увеличить их численность в два с половиной раза. Во столько же раз увеличится число государственно-православных школ. Куда засунули "Историю мировых религий", заботливо разрабатываемую Институтом всеобщей истории РАН под руководством академика А.О. Чубарьяна, остается только догадываться - как и о том, кто её туда засунул. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, комментируя сообщения СМИ, заявил, между прочим, что этот предмет может преподаваться в школах только на факультативной основе.

Не вполне понятна позиция Министерства Образования и Науки: при полной игнорации вполне себе работоспособного религиоведческого сообщества, не так давно (2 марта сего года) наконец оформленного в Российское Сообщество Преподавателей Религиоведения при Учебно-методическом совете по философии, политологии, религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, не предпринимается никаких шагов по ограничению ввода этой, так сказать, детской теологии в российскую школу. Как будто и нет никакого религиоведения, открытого в тридцать одной кафедре по стране; будто нет многолетней традиции научного исследования той же самой православной культуры, нет выпускников, нет преподавателей, нет учебников и проч.

В ситуации прямого нарушения Конституции РФ, Федерального Закона "О религиозных объединениях и о свободе совести", нам остается только задуматься - как так вышло? Как так получилось? Почему усыпляющий гипноз этноконфессиональной связки "русский-православный" затронул даже руководство регионов? Куда мы, таким образом, движемся?

Задуматься - и, быть может, хотя бы немного встревожиться.

1 История и теория мировой культуры или любой аналогичный культурологический предмет.

       
Print version Распечатать