Третий - лишний

Еще сто лет назад мысль о том, что введение в сан нового архиепископа Йоркского возможно в сопровождении оркестра африканских барабанщиков, была в одном ряду с образами из "Войны миров". Сегодня ? это свершившийся факт новейшей английской истории.

Сто лет назад газеты обсуждали первую русскую революцию, новый кабинет либералов в Великобритании, первые полеты самолетов и возможность вооруженного конфликта в Европе. Сегодня основное внимание прессы привлечено к довольно небольшим участкам земной суши, где небритые люди в трико, тапочках и с автоматами пытаются диктовать свою волю всему остальному человечеству.

Сто лет, прожитых Землей под воздействием различных метаморфоз марксистской идеологии: от троцкизма-ленинизма до ?культурной? версии в изложении Франкфуртской школы - ознаменовались не только гибелью миллионов людей и кардинальной трансформацией политического ландшафта планеты. Эти сто лет принесли серьезную трансформацию самой природы конфликтологии. Что сулит очередные серьезные неприятности виду homo sapiens уже в самом ближайшем будущем.

Откровенно говоря, совершенно не важно, где сейчас территориально происходят бунты "униженных и оскорбленных" против "мирового сионизма" или "зловещих происков империализма". Палестина или Венесуэла, какая, в сущности, разница? И Чавес, и ХАМАС получат идентично горячую поддержку левых в Штатах и Западной Европе. Ибо это частные проявления одного большого целого ? феномена тьермондизма.

Тьермондизм сегодня ? явление гораздо большее, чем просто политическая методология, модная осовремененная версия маоистской теории или политическая коалиция бывших колониальных и полунезависимых стран в Азии или Африке. По сути, это и форма определенной светской религиозности, особенно распространенная на Западе, не миновавшая и Россию, и одновременно не ограниченное территориями объединение радикальных левых в странах золотого миллиарда с антизападными интеллектуальными и правящими группировками собственно в Третьем мире.

С тех самых пор, как практика апеллирования сверхдержав к странам Третьего мира стала делом обычным (пожалуй, начиная с Карибского кризиса), постепенно шел и процесс превращения их из объектов истории в субъекты. Вьетнам сменялся Афганистаном, Советский Союз тратил миллионы на дедушек Хо и императоров Бокасс. Соединенные Штаты искренне полагали, что саудиты и пакистанцы вкупе с контрас куда как безопаснее советской угрозы. А тем временем появилось пресловутое Движение неприсоединения, по джунглям запрыгали партизаны "неистового Че", а критики в Москве и Нью-Йорке стали пристально изучать кино и искусство Сенегала и Коста-Рики. Леваки из Западной Европы в молодости способствовали "делу революции" где-нибудь в очередной Боливии, чтобы в зрелом возрасте стать советниками президентов своих стран.

Как культурный феномен тьермондизм уже больше двадцати лет выражает отчаяние и разочарование левых европейских интеллектуалов. Разочарование в собственной культуре и истории, отчаяние в самих себе, в собственных способностях в реализации "революционного проекта".

Отчаяние интеллектуалов порождает и собственный стиль, отрицающий даже внешне европейскую "буржуазность" - западный стиль. Типичная толпа тьермондистов на каком-нибудь "антибушевском" митинге на Западе еще сто лет назад была бы квалифицирована как сборище деклассированных социальных низов. Но не стоит торопиться с подобными выводами в году 2006-м ? это лишь видимость. Каждый третий задержанный во время антивоенных демонстраций в Сан-Франциско и Сиэтле юнец был родом "из хорошей семьи" с материальным достатком не ниже 50-100 тыс. долларов в год. И наверняка немалое количество этой молодежи учится в престижных университетах и колледжах.

Чего ждать системным, правым и либеральным, элитам Соединенных Штатов от собственных граждан в майках с портретом пресловутого Че и с плакатами "Уничтожим Америку"? Наверное, того же самого, чего России ? от дочки одного известного либерального экономиста, которая немалый отрезок жизни провела в Латинской Америке и теперь учит сограждан "истинной демократии". Ничего хорошего. Но это с точки зрения национальных интересов США и России. Сами же тьермондисты рассуждают совершенно иначе. Как справедливо замечают критики этих воззрений, у сторонников тьермондизма дело давным-давно вышло за рамки "культурного плюрализма" и мультирасового (мультикультурального) общества и дошло до полного отрицания европейского исторического опыта вообще, когда западная цивилизация объявляется "подавляющей витальную сторону личности и грозящей всеобщей стандартизацией". В России тьермондисты, фактически тождественные левым радикалам, также "отрицают" всю ее историю за исключением "правильного" короткого временного отрывка 1917-1929 гг., который закончился с изгнанием Троцкого из СССР.

Тьермондисты на Западе отвергают любые цивилизационные различия в угоду социальному противостоянию богатого Севера и бедного Юга. Роль пролетариата теперь целиком и полностью принадлежит "третьему миру", а роль буржуазии исполняет весь Запад. В России тьермондисты призывают страну к активному противостоянию с Севером на стороне Юга, играя на реваншистских настроениях определенной части общества. Конечная установка ничуть не изменилась со смертью традиционного марксизма ? "справедливое" распределение мирового благосостояния через изъятие оного у "империалистов".

Правящие группировки Третьего мира нагнетают в своих регионах откровенно расистские настроения, обвиняя во всех грехах "белых колонизаторов", расхищающих ресурсы "бедных стран". Никого особо не смущает, что на них уже трудно списать, например, гражданские войны в Руанде или Либерии или преследование чернокожих же эмигрантов в ныне свободной от апартеида ЮАР. И как это совершенно справедливо отмечено Михаилом Глобачевым, "сколько бы ресурсов ни расходовал "золотой миллиард" человечества, - потребляет он, строго говоря, лишь честно заработанное собственным высокоэффективным трудом, а недовольные претендуют на то, что создано отнюдь не их руками и умом". Но все это "частности", ничуть не смущающие инициаторов и исполнителей данного проекта.

Тьермондизм уже "довел до ручки" Западную Европу, оказавшуюся перед угрозой полного отказа от цивилизационной идентичности. Сложно сомневаться, что в других частях планеты реализация тьермондистской идеологии пойдет другими путями. Именно поэтому в обоюдных долгосрочных интересах России и Соединенных Штатов ? ликвидация тьермондистов как активного политического лобби. В общем, как и низведение стран Третьего мира до естественного для их политических, экономических и культурных возможностей положения объектов исторического процесса. "Манипулировать ими, не позволять ? нами" - вполне себе циничная, но здравая национальная политика.

Возможно это прозвучит парадоксом для политкорректного уха, но для Запада пусть нелегким, но рациональным решением проблемы Третьего мира было бы возрождение колониализма в мягкой форме ? отстранение от власти коррумпированных царьков и каудильо-демагогов и внешнее управление этими странами до их готовности войти в постиндустриальное общество. Готово ли общество в США и Западной Европе к подобной миссии? Очевидно, что нет. Значит, ему нужно готовиться к весьма вероятным реалиям XXI века: локальным ядерным конфликтам на периферии Третьего мира и "инцидентам" с применением оружия массового поражения на собственной территории.

       
Print version Распечатать