Так жить нельзя. А как - можно?

Только что вспоминали 45-летнюю годовщину Новочеркасских событий. В начале мая 1962 года на Новочеркасском электровозостроительном заводе снизили расценки. А вскоре как-то сами по себе исчезли молоко, растительное масло, хлеб и крупы. Удивительна реакция, с которой "полыхнуло": 31 мая 1962 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о повышении цен на мясо (на 25%) и на молочные продукты (30%). Ровно через день началось. Один из очевидцев событий рассказывал: "Модная нынче фраза "Так жить нельзя" звучала в сталелитейном цехе все чаще и чаще". От вопроса рабочей литейного цеха, как же жить при таких ценах на продукты, директор Курочкин отмахнулся: "Ничего, проживете! Раньше ели пирожки с мясом, теперь будете есть пирожки с ливером!" Директор советского предприятия, подобно французской королеве, продемонстрировал презрение к бузящим рабочим.

Цех незамедлительно забастовал. Завод присоединился. Высокомерие советской знати противоречило многолетней пропаганде. Пролетариат - главный и передовой класс в СССР, вместе со своей диктатурой. Она и началась сызнова. Перекрыли железнодорожные пути, начали строить баррикады. На следующий день 2 июня рабочие с красными флагами, портретами Ленина и самодельными плакатами, построившись в колонну, вышли в город. Горком партии разнесли после того, как охранявший его солдат ударил женщину-забастовщицу. После этого пошли брать приступом милицию, где находились задержанные накануне.

Сегодня, говоря о расстрелянных - 25 погибших, 37 раненых, - демонстрацию называют мирной. Портреты Ленина не спасли, как и на Дворцовой шествие попа Гапона не спасли иконы. Сегодня не слышно ни слова о разграбленных магазинах, мародерствующей, перепившейся, обезумевшей толпе - разговоры об этом ходили два десятилетия кряду, запущенные своевременно известно кем еще тогда, - дабы оправдать применение оружия против безоружных. "Дикая дивизия" всегда оставалась надежным оплотом трона. Рабочее движение, как и в 1905 году, подавили выходцы с Кавказа - намеренно отобранные из частей и соединений Северо-Кавказского округа.

Еще вспоминается июнь 1998-го, "рельсовая война" - шахтеры перекрывают железнодорожные магистрали. Угольщики Воркуты, Кузбасса и Ростова устроили сидение на Горбатом мосту. Палаточный городок. И здесь плакат: "Так жить нельзя!". Экономические требования Эдуард Лимонов и Виктор Анпилов пытались трансформировать в политические: "Даешь революцию!", "Ельцина на нары!".

День в день с годовщиной Новочеркасского расстрела происходит развитие событий в Ставрополе. После массовых беспорядков - убийство двух мальчиков. Отмечаемое 230-летие со дня рождения покорителя Кавказа генерала Ермолова превращается "патриотическими силами" в митинг, направленный против "покоренных" и недострелянных пушками генерала. В выражениях никто не стеснялся. А еще - митинг возле Медицинской академии в память о погибших мальчиках, и здесь тоже разогревались страсти. Лозунг "Россия - для русских!" стал доминирующим. Очень скоро интернет заполнили сообщения о "пострадавших": раненых и даже убитых, счет шел уже на десятки. "Трупы" вывозят грузовиками - уверяли очевидцы. Сообщалось о взрывах, перестрелках, рукопашных - с ножами и арматурой. Точно так же, как и при панике, возникшей 19-20 мая после сообщения - горит Волгодонская АЭС, кто-то умело играл на настроениях пользователей сети.

Через три дня на центральной площади Ставрополя собралась уже тысяча человек. В интернете не только призывы, но и инструкции - как вести "партизанскую войну". Выдвигаются политические лозунги.

Античеченские - и шире - антикавказские настроения решают множество задач, в том числе и экономических. Снова проблема: открытость или закрытость русской цивилизации. Боязнь всего чужого или устойчивость к нему.

То там, то здесь низы демонстрируют, что так жить нельзя. Новую модель "общности" пока предложить никто не может. Школы не в состоянии дать образование и культуру. Реальный уровень жизни значительно отличается от госкомстатовского. Ужасающая бедность окраин. Поколение детей - злых, озлобленных - в такой жизни себя не находит. Футбольные фанаты - костяк неофашистских группировок. Неудовлетворенность итогами матча - и Тверская разгромлена. Поколение "прямых действий", а не философских дискуссий.

Свастики в малых российских городах не стирают, не закрашивают - они повсюду, и бороться с ними лень и некому. Прокуратура не будет гоняться за злоумышленниками - им бы с особо тяжкими преступлениями разобраться. Вандализм на кладбищах, осквернение мечетей и синагог случается непомерно часто.

При этом нет инструментов, позволяющих гармонизировать отношения: сами диаспоры не в состоянии полностью адаптировать своих соплеменников. Учить этикету, уважению к русским традициям, истории России, грамотному русскому языку, - кто этим будет заниматься? Вечерние школы, волонтеры? Скорее, закрытость гарантирует некую безопасность. И быстрое перемещение - минуя метро и электрички, где, как известно, ненависть зреет быстрее...

"Так дальше жить нельзя" - эту замечательную фразу в обиход общественно-политической мысли запустил Владимир Грингмут, идеолог черносотенного движения ("Московские ведомости", 1904, #325). Несменяемый редактор "Московских ведомостей", призывавший к еврейским погромам. Родился в семье выходцев из Прусской Силезии. Протестант, принявший православие. Он создал Русскую монархическую партию, ориентированную на образованный слой черносотенного движения. Однако опираться пришлось на "посадских" из лабазников, борясь с инородцами, интеллигенцией и инакомыслием.

Уже очень скоро "невозможность так жить" сделалась крылатой фразой. Проблема живучая, ей целый век. Что несколько умеряет эсхатологические настроения. Вот характерная цитата: "Из трех ходячих поговорок последнего времени: "Дальше идти некуда", "Так жить дольше нельзя" и "К прошлому возврата нет" - безусловно справедлива только последняя", - пишет Сергей Елпатьевский в 1907 году ("Облетели цветы, догорели огни", журнал "Русское богатство", 1907, #5).

Что ж с того, что православную монархию защищал силезец? Здесь не мешало бы припомнить ленинскую оценку "великорусского шовинизма" кавказца Орджоникидзе и поляка Дзержинского, "зачистивших" несчастную Грузию. Наступательный национализм большой державной нации следует отличать от оборонительного, указывал классик, еще более запутывая потомков.

Впрочем, потомки были разные. Что так жить нельзя, считала и Эллочка-людоедка в "Двенадцати стульях" Ильфа и Петрова (1928). Судьба всех помощников великих - неизбежная патетика, которой не удалось избежать А.С.Черняеву, помощнику М.С.Горбачева, он восклицал: "Известна теперь во всем мире его (Горбачева) фраза, сказанная Раисе Максимовне ночью перед мартовским пленумом (1985 года): "Так жить нельзя". В массы фраза шагнула вместе с замечательным документальным фильмом Станислава Говорухина, признанным лучшим фильмом 1990 года. Никто не задумывался тогда над "национальной составляющей" этой фразы - фильм был вызовом партократии. Приговором режиму.

Стабильность последних лет оказалась только видимостью, внутри российского общества тлеет, как горящий торфяник, социальное напряжение. Где полыхнет и когда - неизвестно, поэтому совершенно незачем баловаться со спичками. Однако национальная тема после Кондопоги и Ставрополя становится катализатором нового избирательного цикла.

Проблема, хорошо видимая с высоты кремлевских башен - заведомое и неоспариваемое электоральное доминирование "Единой России", - работает против явки.

Умеренно националистическое движение "Народ", во главе которого вроде бы приличные люди - скажем, Алексей Навальный, "яблочник", участник марша "Другой России", - активно разогревает ситуацию. Социологи подсказывают - реального среднестатистического россиянина задевает национальная тема, а не проблема "кровавого путинского режима". Четыре года назад нишу успешно заняла "Родина", и этот баснословный успех не дает покоя политтехнологам.

Вот в телевизоре офис господина Поткина (Движение против нелегальной миграции) под псевдонимом Белов. "Шоколадный заяц", африканец Пьер Нарцисс, глупо улыбаясь, задает вопрос: "Скажите, вы еврей?" "Нет", - отвечает тот, все так же глупо улыбаясь в ответ. - "Почему же вы тогда скрываете свою настоящую фамилию?" - "Я не скрываю, это псевдоним".

Игра в контролируемый национализм чрезвычайно опасна - любой порох, даже отсыревший, имеет тенденцию не вовремя полыхнуть. Серьезная проблема - контролировать неконтролируемое. Известно еще из опыта царской охранки - куратору кажется, будто агент подконтролен, на деле - все наоборот. Что доказал пример Дмитрия Богрова, застрелившего премьера Петра Столыпина.

Едва ли возможно воплотить на российских просторах умеренный европейский национализм, защищающий прежде всего культурные национальные особенности, свою европейскую цивилизацию. Демократию по европейским образцам у нас насадить не удалось, а ведь как старались! Зато отлично приживется неосталинизм.

Если Россия и впрямь намерена не только взращивать амбиции, но и возвращать имперский статус (либеральной империи, петростейта, энергетической сверхдержавы, особой евроазиатской цивилизации), то деликатная тема отношений титульной славянской нации с меньшинствами приобретает особое значение - чуть ли не основное. Империя обязана быть вполне лояльна к своим окраинам. Лозунг "Россия - для русских" выполним легко, немало примеров для подражания предоставил век ХХ. Правда, имеются некоторые издержки...

Ксенофобия в России становится жестокой реальностью. А в результате "обмена мнениями", как известно, выясняется не истина, а число пострадавших.

       
Print version Распечатать