Судьба китайского либерализма

Подобно тому, как в нынешнем мае в России вы отмечаете двадцатилетие первого Съезда народных депутатов СССР, так и в Китае отмечается девяностая годовщина «движения 4 мая» 1919 года. В 1930–1940-е годы либерализм стал составной частью политической системы Китая. Однако, как показал опыт 1950-х годов, многопартийная система не прижилась. С тех пор либерализм в Китае чаще всего воспринимается как критиканство, выступающее против диктатуры, но неспособное к институционализации в качестве конструктивной силы.

Превращение КНР в мощную державу со своими интересами воспринимается в мире, а особенно на Западе, как угроза для либеральной системы ценностей. Эта логика ограничивает пространство для развития либерализма внутри КНР, мешает ему стать одним из источников для выработки новой политической модели.

Позиции либерализма в современном Китае нельзя назвать прочными. С одной стороны, значительная часть публичных интеллектуалов, ученых, журналистов, симпатизирует либеральным идеям и разделяет ценности свободы слова и плюрализма мнений. Однако, позиции националистов, неоконфуцианцев, «новых левых», традиционалистов и сторонников культурного консерватизма более сильны. Либерализм становится формалистической доктриной. Единственной сферой, где позиции либералов сильны, остается экономика. Впрочем, и тут либералы говорят в значительной мере лишь об эффективности рыночных механизмов. Когда речь заходит о социальной справедливости, сказать им особо нечего.

Основной причиной слабости либерализма в КНР не является однопартийный строй сам по себе. Суть в том, что последовательное проведение в жизнь либеральных принципов в китайских условиях неизбежно приведет к распаду страны. Для того, чтобы понять, что в условиях трансформации империй либерализм приводит к развалу, достаточно вспомнить Турцию и Россию.

Чтобы либерализм в КНР стал конструктивной силой, необходимо отказаться от дилеммы, навязываемой мышлением холодной войны: либерализм или государственное развитие. Парадигма, утверждающая несовместимость марксизма-ленинизма и либерализма, в китайских условиях некорректна. Китай должен провести различие между неолиберализмом, дискредитировавшим себя насильственным продвижением демократии, и воплотить в жизнь конструктивный либерализм.

       
Print version Распечатать