Страна уже знает повестку будущего президентства

От редакции. Борис Макаренко – российский политолог, председатель правления Центра политических технологий, автор множества публикаций, в том числе «Партийная система в России: эволюция, нынешнее состояние и перспективы» (2001)

* * *

Вопросы, поставленные «Русским журналом» о повестке 2012 года, стоило бы разделить на две части.

Начнем с предвыборной кампании в США. Там пока началась кампания по промежуточным выборам в конгресс, которые состоятся в ноябре этого года, а не президентская кампания 2012 года. Особенность нынешней ситуации заключается в том, что Обама не побоялся навязать свою повестку дня как во внешнеполитической, так и во внутриполитической области. И старая бушевская гвардия принимает эту повестку в штыки. Но старая бушевская гвардия – это даже еще не вся Республиканская партия.

У меня нет ощущения, что подавляющее большинство американского истеблишмента захочет радикально менять внешнюю политику Обамы, кто бы ни стал президентом. Разочарование и стыд по поводу внешней политики Джорджа Буша широко распространены и в Демократической, и в Республиканской партии.

Зато во внутренней политике Обама резко поляризовал страну. В первую очередь реформой системы здравоохранения – это был смелый, даже отчаянный шаг. Получится у него или не получится, судить об этом мы будем не скоро. Но в любом случае демократы наверняка потеряют голоса на промежуточных выборах. В целом же можно сказать, что Обама сделал Республиканскую партию гораздо более правой, чем она могла бы быть. И на этом захотят сыграть многие кандидаты в конгресс от Республиканской партии.

***

О ситуации в России. Кампания 2012 года пока не началась и не начнется, пока не будет определен (явлен миру) ответ на вопрос: кто именно пойдет на выборы? Это мы узнаем ближе к концу 2011 года. Однако «поле» под нее уже готовится.

Во-первых, в последние два года повестка дня страны задана как модернизация. Медведев шел на выборы под этим лозунгом, но потом жизнь заставила ее отложить, потому что приходилось заниматься другими делами – борьбой с кризисом, грузинской войной. Вернулся он к этому тезису фактически только в сентябре 2009 года.

Что бы ни произошло, любой кандидат на выборах 2012 года будет исходить из повестки дня, в которой в качестве центрального будет значиться пункт о модернизации. Повестку дня следующего президентства страна уже знает.

Впрочем, в некотором смысле кампания все-таки уже началась. По крайней мере, кампания по выборам в Думу 2011 года. Посмотрим на результаты последних региональных выборов. «Единая Россия» на круг получила чуть более 50 процентов голосов (при среднем показателе предыдущих выборов 2007–2009 годов – порядка 60 процентов и даже больше). Если почитать заявления идеологов и лидеров партии, которые ставят задачу «вернуться к прежним показателям», то получается, что партия свою кампанию уже начала. А в России парламентские выборы рассматриваются как своего рода праймериз перед президентскими.

Беда вот в чем: президентские выборы у нас почти что всегда плебисциты, а президент – это «президент всех россиян», фигура надпартийная. А вот парламентские кампании при пропорциональной системе по определению должны быть конкурентными, но после 2007 года и они результатами стали походить на плебесцитарные. При нынешнем состоянии развития политического плюрализма эта ситуация опасна тем, что все остальные партии балансируют на грани проходного барьера, а попав в законодательный орган (федеральный или региональный – не важно), даже на троих не получают блокирующего пакета. А это значит, что для перспективных политических фигур исчезает стимул идти в оппозиционные партии.

У нас многократно говорилось, в том числе и президентом, что оппозиционные партии не способны сформулировать альтернативное видение развития страны. И это справедливо. Но для того, чтобы сформулировать видение, в партии должны быть серьезные люди с широким горизонтом мышления. У коммунистов они по инерции остаются, но им, как правило, за 70, в «Справедливой России» есть есть кто-то, но в большинстве они состоялись как политики еще до прихода в эту партию. Но чем меньше у партии возможностей, тем меньше серьезных новых людей туда приходит. Так что повестку дня парламентской кампании предугадать очень трудно. Неизвестно, на что у оппозиции хватит сил и сможет ли она что-то сформулировать.

Что касается других вопросов российской повестки дня. Вряд ли вопросы экологии будут играть значимую роль. Об экологии люди начинают задумываться как о приоритетной проблеме в двух случаях: либо когда они живут рядом с экологически проблемным заводом (но это все-таки меньшинство), либо когда проблемы физического выживания, еды и удовлетворения базовых потребностей уже решены и человек начинает задумываться о качестве жизни. Россия еще не дошла до такого состояния, когда экология может стать приоритетной темой для большинства населения. То же относится и к теме госкорпораций. Большинству населения, по сути, безразлично, есть корпорации или нет, хотя есть и одно существенное «но». Жители России по-прежнему считают, что государственная форма собственности в промышленности (особенно в крупной) – это благо, а частная собственность в этой сфере вредна.

Итак, приоритетной темой 2012 года является тема модернизации. И не только сам факт того, есть она в предвыборной программе или ее нет, а и то, как именно она излагается. Лучше всего для России – это считать актуальной ту модель модернизации, что была описана президентом России Дмитрием Медведевым в его статье, опубликованной в сентябре 2009 года, и в его Послании Федеральному собранию, где он сказал, что модернизация должна быть демократической и что в итоге ее должен быть политический режим, в котором партии сменяют друг друга у власти – а это политическая реформа. Принципиально важно, будет ли совместима программа кандидата в президенты с этим посылом Медведева или нет.

       
Print version Распечатать