Статистическое зазеркалье

Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу религиозной ситуации в России. Владимир Владимирович сообщил, что "в России с ее 145-миллионным населением подавляющее большинство - православные христиане. Это примерно 130 миллионов человек. И для нас возрождение России связано, прежде всего, с ее духовным возрождением".

Не может не радовать, что население России с последней переписи населения от 9 октября 2002 года не уменьшилось - как было 145,2 миллиона человек, так, видимо, и осталось. Возрождение России, безусловно, связано с её духовным возрождением - тут и захочешь, ан нет, не поспоришь. Но - увы! - абсолютно непонятно, откуда в нашей с вами, уважаемые читатели, многонациональной и поликонфессиональной Российской Федерации взялось 130 миллионов православных граждан.

Согласно опросу Фонда "Общественное мнение" (17-18 августа 2002 года), в России считают себя [1] православными 58% населения (около 84,2 млн. чел.) [2] . Настораживает, пожалуй, что практически никогда не причащаются и не соблюдают постов, соответственно, 72% и 81% населения России [3] . Тем не менее, 84 миллиона - это, извините за банальность, не 130 миллионов.

Помнится, году этак в 1929-м на одном из московских заводов при проведении социологического исследования из двенадцати тысяч анкет было возвращено восемь тысяч - рабочие не желали говорить о своей вере. Из возвращенных анкет выяснилось, что 10% респондентов объявили себя верующими, соответственно, социологи рапортовали о том, что 90% рабочих столицы свободны от религиозного дурмана [4] . Современная история с "подсчетами" российской религиозности, как нам кажется, по степени достоверности зеркально отражает подобную ситуацию.

Проблема подсчета религиозности неразрывно связана с проблемой её, религиозности, определения. Исходя из понятия о, так сказать, "этнических православных" [5] или, скажем, "этнических мусульманах" [6] , мы можем "насчитывать" множество верующих различных конфессий, но вряд ли это множество будет иметь отношение к реальности. Если же определять религиозность по самоидентификации, мы сталкиваемся с проблемой, когда люди определяют себя, скажем, православными, имея в виду отнюдь не пресловутую "конфессиональную принадлежность", но, скорее, принадлежность к историко-культурной традиции.

Как верно указывают Сергей Филатов и Роман Лункин [7] в своем недавнем исследовании, расширение критериев религиозности может привести нас к тому, что православными мы будем вынуждены признать людей, которые - утрируя, - не ходят в церковь, не причащаются и не постятся, но, при всём при этом идентифицируют себя в качестве православных [8] . Какие же это, извините за выражение, православные?

Указанные выше проблемы можно проиллюстрировать на примере недавно проведенного кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова социологического исследования религиозности во Владимирской области [9] . Прежде всего, обратим внимание на то, что к верующим относят себя 58,7% респондентов, а православными считают себя 63,3% опрошенных [10] (что подтверждает наш тезис о понимании православия скорее как культурной традиции, а не конфессиональной принадлежности). Считают, что Бог существует 45,3% респондентов, верят в бессмертие души - 39,4% [11] . Опять же из числа верующих 36,2% вообще не совершают никаких религиозных обрядов, 46,3% верующих никак не участвуют в религиозном воспитании в семье. Группа относящих себя к православным, верящим в Бога и в бессмертие души, отмечающих хотя бы главные религиозные праздники, регулярно молящихся и посещающих церковь не реже одного раза в месяц, по данным исследования, составляет 7,7% респондентов [12] .

В каком статистическом зеркале православные "составляют" 130 миллионов человек - совершенно непонятно. В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать церковное, понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от 5 до 12 миллионов человек [13] .

К сожалению, мы можем констатировать, что тезис о 70, 80, 100, 130 (нужное подчеркнуть) миллионах православных играет чисто идеологическую роль. Точно так же возникают, например, 20 миллионов мусульман - в зависимости от того, кто, когда и зачем упоминает российскую религиозность и конфессиональный состав России. Остается надеятся, что профессиональное религиоведческое сообщество как-то наконец отреагирует на "магию цифр" [14] и начнет предоставлять корректные и проверенные сведения о российской религиозности - сведения, отраженные не в кривых зеркалах политической необходимости, но в чистом зеркале академической науки. Но это уже, как говорится, совсем другая тема.

[1] Как мы далее увидим, наличествует существенный зазор между считающими себя православными (православными по, так сказать, самоидентификации) и собственно православными (посещающими церковь, причащающимися, держащими посты и пр.).

[2] Согласно ряду других данных, количество православных ещё меньше. Например, как указывает в своей статье Ремир Лопаткин, по данным одного из последних социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 1998 г., исповедуют православие 48,1% населения России. По данным исследования Киммо Каариайнена и Д.Е. Фурмана православными называют себя лишь 33% опрошенных (см.: Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие: эволюция российской религиозности // Вопросы философии. 1997. #7).

[3] Интересно, что согласно этому же опросу, хотя за последние годы число тех, кто идентифицирует себя как православных, немного увеличилось (1992 - 51%, 2000 - 56%, 2002 - 58%), число людей, не связывающих себя "культовыми условностями" (посещение церкви, причащение, пост) также немного увеличилось.

[4] См. более подробно: Щипков А. Прозелитизм в России после 1917 года в зеркале религиозной статистики // Щипков А. Соборный двор (публицистические статьи: 1991-2001). - М.: Медиасоюз. Гильдия религиозной журналистики, 2003. - С. 277.

[5] Соответственно, это русские, украинцы, белорусы, чуваши, мордва, карелы, коми, осетины и прочая, прочая, прочая. В соответствии с привычной (хотя и совершенно некорректной) связкой "русский - значит православный", получается, что русских, по данным переписи, 115,8 млн. чел. - так, значит, и православных не меньше.

[6] Соответственно, это аварцы, адыгейцы, азербайджанцы, балкарцы, башкиры, даргинцы, ингуши, кабардинцы, казахи, карачаевцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасараны, таджики, татары, турки, туркмены, узбеки, черкесы и чеченцы, итого 14615509 "этнических мусульман".

[7] Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность.

[8] Далее в своем исследовании авторы приходят к закономерному выводу: 'сама исчисляемая реальность - православная религиозность современных россиян настолько зыбка, организационно, догматически и идеологически не структурирована, что любые критерии ее измерения и цифры, полученные на их основе носят в принципе условный характер. Про большинство "православных верующих" людей трудно сказать - православные ли они верующие - или нет. С одной стороны - да, с другой стороны - нет. Расширяя или сужая строгость критериев, можно сказать, что практикующих православных в России от 2 до 10% населения, т. е. от 3 до 15 млн. человек'.

[9] Работа была выполнена на средства гранта Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ # 04-03-00310а, научный руководитель - д.ф.н., проф. И.Н. Яблоков).

[10] Соответственно, 12% от числа неверующих считают себя православными. Или, быть может, следует писать "православными"?

[11] Причем из верующих в бессмертие души не верят 5,3% респондентов, и это не буддисты.

[12] У К. Каариайнена и Д.Е. Фурмана доля т.н. 'настоящих' или традиционных верующих получается ещё меньше - 4% респондентов.

[13] В зависимости от степени жесткости критериев.

[14] По меткому выражению С. Филатова и Р. Лункина.

       
Print version Распечатать