Советский Союз - это завершенный этап отечественной истории.

От редакции. Скандал вокруг " Антисоветской шашлычной ", а, следовательно, и вокруг довольно резкого текста против ветеранов и Советского Союза Александра Подрабинека разгорается все сильнее. Хотя имя Подрабинека стало символом "журналистской свободы" и "гражданского сопротивления", не все одобряют то, что он написал, хотя эти же люди и не одобряют ту кампанию, которую начали против Подрабинека "несогласные". Прокомментировать ситуацию «РЖ» попросил журналиста и блоггера Александра Морозова.

* * *

Я знаю Александра Подрабинека с 1988 года. Его репутация в диссидентском движении всегда была чрезвычайно и, что главное, заслуженно высока. Он лично сделал очень многое для людей, которые пострадали за свои убеждения в последний период существования Советского Союза. Безусловно, из-за определенных фактов его биографии, он болезненно воспринимает, как ему кажется, намечающуюся ресталинизацию нашего общественного пространства. Но, с моей точки зрения, ему не следовало использовать историю с шашлычной для того, чтобы сказать то, что он хотел сказать. Не стоило Александру Подрабинеку ввязываться в борьбу префекта Северного административного округа Олега Митволя и активиста Долгих против шашлычной, которая, понятно, из-за специфического чувства юмора ее владельцев была названа «Антисоветской», поскольку располагалась напротив гостиницы «Советской». Подрабинек оказался всего лишь заложником достаточно бессмысленной схватки. Но поскольку, он все-таки написал эту статью, то, с моей точки зрения, единственным разумным ответом на нее, было бы простое возражение в таком же публичном формате со стороны какого-нибудь вполне уважаемого человека, связанного с советским прошлым.

Понятно, что Советского Союза нет уже достаточно давно, и что это завершенный этап отечественной истории. Сегодня мы живем в стране, в которой правящий класс и активный слой граждан уже полностью интегрированы в рыночную экономику, наслаждаются, пусть и ограничено, политическими свободами. Но, тем не менее, и это должно быть очень интересно для исследователей, спустя 20 лет после развала Советского Союза внутри российской нации появляется какой-то "воображаемый" советский народ. Велик ли он? Очевидно, что среди людей, которые в игровом смысле в значительной степени отождествляют себя с советским народом, есть и молодые, и пожилые, и зрелые люди. А Подрабинек своим текстом задел их чувства. Именно эти люди ему сегодня и отвечают.

Здесь важно понимать, что отвечают Подрабинеку не ветераны Второй мировой войны, а отвечают те, кто сегодня зачислил себя в ряды этого "воображаемого" советского народа. Впрочем, не надо считать, что это исключительно российская проблема. То же самое было и до сих пор существует во многих постсоветских странах. Даже в ФРГ через 20 лет после денацификации возник такой "воображаемый" народ прошлого, который живет в настоящем.

Что касается движения «Наши», то и здесь все понятно. Поскольку дальнейшая стратегия развития этого движения неясна, то они хватаются за всё, что позволяет им хоть как-то поддерживать себя в общественном пространстве. Пожалуйста, пишите, отвечайте, высказывайте какие-то идеи, но призывы судить Подрабинека по 282-й статье Уголовного кодекса за разжигание розни в отношении социальной группы «ветераны» – это анекдотическое развитие правоприменительной практики в отношении этой статьи. Заявление комиссара движения "Наши" Глеба Крайника о том, что движение будет настаивать на высылке Подрабинека из страны, еще более анекдотично. Ведь практика высылки из России прекратилась вместе с распадом Советского Союза. И едва ли современные российские власти удовлетворят требования этих молодых людей.

       
Print version Распечатать