Сезон кастингов

Неделя политологии: 9-15 августа

Поскольку имелась пауза, вызванная определенным технологическими проблемами РЖ, то сначала краткое содержание пропущенных серий. За данный период произошло довольно много чего. Было выдвижение Ходорковского, причем в составе инициативной группы объединились весьма различные лица. Была годовщина Беслана - со всем прилагающимся к ней репертуаром мнений и действий. Была Украина, истории с продвижением московских людей губернаторами в области и версиями о судьбе Лужкова. Имелся "Левый поворот "Ходорковского, его портрет с красным знаменем в руке на фоне решетки в "Завтра" и интервью с ним же г-на Проханова там же. Был локальный международный скандал, точнее - неудовольствие группы стран тем, что Россия с Германией подписали договор о газопроводе по дну Балтийского моря. Начались действия по заполнению Общественной палаты, кое-кто уже даже сообщил свои чувства по поводу своего включения туда. Постепенно стали выходить из отпусков телевизионные аналитические программы, но это процесс застрял примерно на середине, до ток-шоу почему-то не добравшись. Имелось даже бедствие в Новом Орлеане, не говоря уже о победе Коидзуми.

А на прошлой неделе был официально открыт осенний политический сезон. То есть это возник консенсус о том, что сезон открылся в прошлый понедельник - имея в виду президентскую социальную программу (реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства - за счет дополнительных средств бюджета). К пятнице добавилась новость о том, что данная программа будет контролироваться неким Президентским советом. Тут уже можно тормозить, добрались и до текущего момента.

Самое интересное то, насколько большой оказалась разница между телевизионными интерпретациями путинской инициативы и прочими медийными. Разница эта существует всегда, учитывая хотя бы некоторые особенности телевизионных жанров, но в данном случае получилось, что речь идет о каких-то весьма разных инициативах. Большая часть телеканалов уже считает, что данная программа разрешает все проблемы, накопившиеся у государства года примерно с 1991 года (как считает г-н Пушков), ну, по крайней мере, с 2001-го.

Наиболее пафосен тут был Пушков, обобщивший плюсы идеи самым лирическим образом: " Такой программы ждали от президента давно, с самого его прихода к власти. Страна предполагает другое, не ельцинское отношение к людям - Ельцин был к ним равнодушен. От Путина всегда ждали другого отношения. Монетизация нанесла ущерб образу президента. Был риск, что Путина будут воспринимать как президента несостоявшихся надежд. Это программа позволит Путину избежать этой проблемы и уверенно идти к 2008 году".

Несколько скромнее на его фоне выглядел И.Шувалов у П.Толстого. По его словам получается так, что пакет мероприятий был подготовлен по поручению президента от 2001 года, тогда Путин имел в виду подготовить такую программу, " которая объединила бы все силы государства". " Мы проводили консультация несколько месяцев. Выдвигали разные предложения. ?После таких детальных консультаций все согласились, что вложения в человека - это то, что будет нашу страну самым существенным образом развивать, с этим согласились все. Только развитие личности поможет удвоить ВВП и приведет к процветающему обществу. Только человек, у которого есть крыша над головой и медицинское обслуживание... Только это создает возможности, чтобы развиваться быстрее, чем наши партнеры по цивилизованному сообществу? Даже если цены на нефть и газ будет падать, у государства есть ресурс?".

Тем не менее в обоих случаях констатируется только что не начало новой жизни. Даже круче - будто спали, покрытые невежеством, а в прошлый понедельник вдруг хлопнули себя по лбу и сообразили: так вот же оно как все просто!

Иные медиа говорили вовсе о другом. Например, обобщающий текст А.Макаркина ("Политком", "Новый курс или новый стиль?"):

" Понятно, что само слово "реформа" изрядно дискредитировано негативным опытом 90-х годов, и придать ему в глазах россиян позитивный смысл не может даже сохраняющийся высокий уровень популярности президента. Остается перенести центр тяжести с реформ на их "упаковку", которая должна приобрести социально ориентированный характер и, по возможности, не быть непосредственно связанной в общественном мнении с самими реформами. Последние должны реализовываться как сугубо "технические" мероприятия, растянутые во времени и не занимающие много места в публичном пространстве. К "упаковке" же, напротив, привлекается максимальное общественное внимание.

Не случайно для презентации инициатив Путина был выбран наиболее торжественный формат: они были оглашены в присутствии членов правительства, руководства парламента и Госсовета. Инициативы касаются целого ряда проблем, действительно волнующих общество? Ранее часть этих проектов хотела озвучить "Единая Россия" в виде бюджетных поправок, но Кремль не дал ей такой возможности".

В этой же статье приводится список возможных угроз, после чего следует достаточно очевидная констатация:

" Президентские инициативы свидетельствуют о том, что власть прекрасно осознает существование в обществе ожиданий, которые можно охарактеризовать как "левый поворот", но и стремится возглавить его, переведя в выгодное для себя русло. Если с точки зрения оппозиции "левый поворот" означает новые перспективные возможности для оппонирования власти, то для самой власти - шаг навстречу общественному запросу на эффективную социальную политику".

Даже если смотреть на ситуацию с телевизионной точки зрения, то на 14 сентября в плане не хватает деталей. Нет представления о сроках социальных выплат, об их графике, да и просто - представления о реальности заявленных действий. Загадкой остается и Президентский совет, который будет фактически работать грантодателем в рамках выделенного полпроцента бюджета. Если принять, согласно Макаркину, весь это проект как схему чисто имиджевую, то телевидение конкретно заявило, что работает (даже в аналитическом варианте) в имиджевом формате.

Что касается бытовой реальности и основной массы государственных средств, то в четверг, 15-го, Госдума начнет рассматривать бюджет. Между тем процесс распределения имеющихся в государстве денег делается решительно многообразным, поскольку есть еще и инвестиционный фонд, который тоже как-то требуется поделить, чем уже и занялась московская "Единая Россия" (" "Единая Россия " делит инвестфонд").

" В проекте бюджета-2006 инвестиционный фонд запланирован в размере 69,7 млрд. руб. Правительство продолжает готовить проект положения об использовании денег фонда. В нем, в частности, сказано, что господдержка из фонда (в виде софинансирования проектов, предоставления гарантий или в виде внесения вкладов в уставные капиталы юридических лиц) предоставляется прибыльным инвестиционным проектам, направленным на развитие инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение, направленной на создание и развитие элементов национальной инновационной системы.
Вчера первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк представил проекты, которые, по мнению московских властей, отвечают этим требованиям? Кстати, некоторые участники вчерашнего заседания в беседе с корреспондентом "Ъ" выразили сомнение в том, что инвестфонд окажется эффективным инструментом экономполитики. В 1998 году власти уже пытались создать так называемый бюджет развития, однако он так и не заработал - не удалось отобрать инвестпроекты для софинансирования".

В сугубо политической, но тоже московской жизни произошла фактически сенсация. "Время новостей" ("Яблочный спас"):

" Союз правых сил" и "Яблоко" наконец нашли в себе силы сделать первые шаги навстречу друг другу. Пусть даже на территории отдельно взятого города. Отработать стратегическое взаимодействие партии решили на декабрьских выборах в Мосгордуму. На этот раз объединение демократических сил вполне может стать реальностью, тем более что в столичном парламенте интересы оппозиционных партий до сих пор не пересекались. Как сообщил вчера секретарь политсовета СПС Иван Стариков, московская городская организация "Союза правых сил" приняла предложение "Яблока" о формировании на выборах в Мосгордуму единого партийного списка".

Тут же происходит и некоторая торговля, то есть окончательной определенности нет. Торговля исходит из арифметики, а именно из подсчетов, кто сколько набрал в прошлый раз. Было так - "Яблоко" - 10%, СПС - 7%, поэтому "Яблоко" и стало базой объединения, но за свое согласие СПС хочет два места в первой тройке списка. Имеется в виду, что эти два места должны компенсировать страдания СПС, отказавшегося от бренда. Но можно вспомнить, что когда СПС рисовал свой список, то его первую тройку составляли А.Яковлев, Н.Белых и М.Гайдар (впоследствии самоотведшаяся) - то есть лица, никоим образом не замешанные в конкретной хозяйственной деятельности, по крайней мере в Москве. Г-н Митрохин и сейчас начеку:

" Пока могу сказать лишь одно: в списке будут лишь те люди, которые будут реально работать в Мосгордуме".

По этому поводу есть и скептицизм "Коммерсанта" ("Московские правые решили вписаться в "Яблоко""), также арифметического свойства:

" Как показывает опыт последних выборов в региональные парламенты, тактическое предвыборное слияние СПС и "Яблока" в большинстве случаев не приводит к автоматическому сложению их электората. За последние полтора года СПС и "Яблоко" четырежды пытались пойти на региональные выборы в блоке и трижды не преодолели установленный барьер. А результаты этих блоков были ниже, чем сумма результатов блокообразующих партий на последних думских выборах в этих же регионах".

Что касается выборов, то на неделе появился первый обсчет шансов М.Ходорковского. Цифры прекрасные, но они именно во множественном числе, хотя опрос был единственным, левадовским.

"Эхо Москвы" 13 сентября сообщило, что " 28 процентов жителей Университетского округа Москвы, намеренных прийти на довыборы в Госдуму РФ, готовы проголосовать за экс-главу НК ЮКОС Михаила Ходорковского".

"Коммерсант" 14 сентября дал уже побольше: " Вчера члены инициативной группы по выдвижению экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского кандидатом в депутаты Госдумы по 201-му Университетскому округу Москвы объявили, что за их кандидата готовы проголосовать 30% избирателей округа, что фактически гарантирует ему победу". Впрочем, здесь ссылка уже не на Леваду, а на членов инициативной группы.

Ну а газета "Газета" мелочиться не стала, сообщив, что " опальный олигарх может рассчитывать на треть голосов". В последнем случае, впрочем, налицо школьные проблемы с арифметикой, в "Газете" полагают, что треть - это и есть те самые тридцать процентов, о которых они сообщают чуть ниже.

Вот такие истории бывают с цифрами при их последовательной ретрансляции. Впрочем, проблема тут другая: объем выборки - 510 человек, что раза в три меньше, чем принято по минимуму.

В то же время по данному избирательном делу возник новый фигурант. У г-на Ходорковского появился соперник. Согласно "Взгляду", "о своем намерении участвовать в довыборах в Госдуму по Университетскому округу Москвы наряду с Михаилом Ходорковским заявил Владимир Кишенин, лидер " Социал-демократической партии России". Его спросили: "Как вы относитесь к тому, что вашим конкурентом на довыборах в Госдуму будет Ходорковский?" Эсдек ответил: "Это интересно. Честно говоря, я не хочу заниматься критиканством: комментировать соперников - не мой метод. Кроме того, не в моих правилах бить лежачих. Меня Ходорковский не пугает, мне даже будет интересно с ним поспорить. Представитель Социал-демократической партии, бизнесмен, а также представитель спецслужб, которым я отдал 20 с лишним лет, - это я, и мне будет интересно поговорить с бизнесменом новых взглядов".

Ну, по крайней мере, Кишенин выбрал удачный повод и время для пиара.

А теперь о будущем, которое уже совсем близко. Его, будущее, "озвучил" г-н Белковский. Вот основная мысль: "Основным сюжетом политического сезона 2005/2006 гг. в России явится борьба между потенциальными преемниками президента Владимира Путина". Далее - анонс:

" Основными участниками борьбы за статус "официального преемника" Путина будут:
1. Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, лидер Партии жизни.
2. Борис Грызлов, председатель Государственной думы, глава партии "Единая Россия".
3. Дмитрий Козак, доверенный президентский чиновник по особым поручениям.
4. Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края.
5. Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края.
6. Владимир Устинов, Генеральный прокурор РФ (возможна замена на его заместителя Владимира Колесникова)".

Указывается также, что " министр обороны РФ Сергей Иванов и некоторые другие популярные фигуры недавнего прошлого в борьбе участвовать практически не будут. При этом разные "преемники" пользуются поддержкой различных политико-экономических кланов? Информационно-аппаратная война между преемниками развернется уже в этом сезоне. Однако реальный выбор преемника состоится не ранее весны-лета 2007 года".

То есть это ж просто новый формат и простор для креатива. Теперь все политологи могут созывать пресс-конференции и сообщать свои списки (ну вот "шестерку", как уж у Белковского). В целом это будет похоже на SMS-голосование, ну а телевидение превратит его в публичный кастинг.

       
Print version Распечатать