Сами себе дирижеры

На американскую поп-культуру напрямую влиять невозможно. Когда государство пыталось на нее «давить», результаты не соответствовали ожиданиям. Вице-президент США при Ричарде Никсоне Спиро Агню выступил со знаменитой речью, в которой раскритиковал «предвзятость СМИ». New York Times и другие газеты, как бы в ответ на это выступление, начали выходить с разделом «мнения» («opinions»), где публиковались частные мнения, которые, по идее, должны были стать какой-то формой культурной оппозиции редакционным материалам. Это должно было обеспечить большее разнообразие политической палитры. Результат известен: большинство колумнистов пересказывали и пересказывают позиции, близкие редакционной политике того СМИ, в котором они публикуются. Было несколько исключений, самое примечательное – Уильям Сэфайр, консерватор и либертарианец, на страницах либеральнейшей газеты New York Times. Но на что это повлияло?

Доминирующими идеями поп-культуры на Западе уже сорок с лишним лет являются «необходимость быть честным с самим собой» (вежливый эвфемизм, обозначающий стремление к неограниченному самовыражению), и тезис, что «герой сам формирует собственную судьбу». Второе утверждение является старой американской идеей, а первое новее, если честность с самим собой интерпретировать чувственно. Другие же идеи из разряда могучих банальностей: «власти некомпетентны или злонамеренны»; «молодость лучше, чем старость»; «любовь побеждает все»; «аутсайдеры всегда правы». Любой американский президент тестируется в этом поле. Если он признается «морально несоответствующим» – ему конец.

Власти, чтобы взаимодействовать с «массовой культурой», приходится играть с ней на этих темах. Иногда это получается, чаще всего нет, свидетельство тому – политическая история США со времен Никсона.

Интеллектуалы же в современном обществе в основном говорят сами с собой. Когда появляется кто-то, способный манипулировать медиа, – Камилла Палья или Кристофер Хитченс, например, то они влиятельны, но такие фигуры редки.

Мир пришел к такому положению вещей потому, что существует слишком большой выбор неверных дорог. И их здорово истоптали за последние двести лет.

       
Print version Распечатать