"Россия наложит вето на любой проект резолюции Совета Безопасности ООН, который будет ущемлять территориальную целостность Сербии..."

Владимир Батюк, заместитель директора Центра трансатлантической безопасности Института США и Канады РАН

"Русский журнал": Завтра генсеку ООН будет представлен доклад по Косову. В чем основные идеи этого доклада?

Владимир Батюк: Пока сложно говорить о конкретном содержании доклада. Но сам доклад является принципиально важным моментом в развитии системы международных отношений. Здесь сталкиваются два основополагающих принципа, на которых зиждутся все международные отношения. Первый - это право нации на самоопределение. И второй основополагающий принцип - это нерушимость государственных границ, неприкосновенность территориальной целостности любого государства.

Какой из этих принципов более важный? Какому из них следует отдать предпочтение? Долгое время в международном сообществе утверждалась та точка зрения, что суверенитет в условиях глобализации - это устаревшее понятие. Якобы суверенитет отменяется самим ходом жизни каждый день и на первый план должен выйти принцип защиты прав человека.

Но события последних лет показали, что в условиях развала государства, в условиях фактического прекращения существования государства говорить о правах человека просто смешно. Все конфликты, в той же бывшей Югославии, происходили на наших глазах, мы все это видели.

Сейчас, как мне представляется, в ряде государств, в том числе и в Российской Федерации, появился более сбалансированный подход к этому вопросу. Да, права наций, права человека, права народов очень важны. Но говорить о праве человека, о правах можно говорить лишь до тех пор, пока существует Право. А Право, в свою очередь, существует до тех пор, пока существует государство.

Именно поэтому для России ситуация вокруг Косова имеет принципиальное значение. Здесь дело не только в том, что речь идет о союзнике России - о сербах. Надо понимать, что в данном случае ставится под вопрос важнейший принцип международного права.

Территориальная целостность государства - это серьезно? Или в любой момент можно ее порвать и пойти дальше? Ведь в мире существует свыше 3 тысяч отдельных этносов. И всего 195 государств. Я имею в виду государства, официально признанные международным сообществом и представленные в Генеральной ассамблее ООН. И что теперь делать? Теперь каждый этнос потребует создать свое собственное государство, а то и не одно? Ведь есть этносы, у которых есть уже свое национальное государство. Например, у албанцев - Албания. В этом случае в международном сообществе воцарится хаос, и последствия могут быть просто чудовищны.

Поэтому как мне представляется позиция России по Косову - это не просто желание возродить нечто и поддержать "сербских братушек". Вопрос гораздо более принципиальный.

РЖ: И к какому варианту склонятся эксперты в вопросе по Косову?

В.Б.: Эксперты уже сказали свое слово. Сейчас слово должны сказать политики. Насколько я понимаю, Россия наложит вето на любой проект резолюции Совета Безопасности ООН, который будет ущемлять территориальную целостность Сербии, который будет предусматривать решение косовской проблемы без согласия Белграда.

РЖ: По мнению эксперта независимого американского Совета по международным отношениям (CFR) Чарльза Купчана, "позиция России, не поддерживающей одностороннее отделение Косова от Сербии, приведет к тому, что статус края будет определен в рамках Европейского Союза и НАТО, а не ООН". Получается, что Россия исключается из тех внешнеполитических игроков, которые могут влиять на решение ситуации. Возможно ли это?

В.Б.: Возможно все. Еще в 1999 году решение о военной агрессии против Сербии было принято не на уровне ООН, а на уровне НАТО. Если такое случится, то России придется сделать свои собственные выводы относительно поведения на международной арене, в том числе в ближнем зарубежье. На этот счет Москва неоднократно высказывалась достаточно жестко. Я полагаю, что это станет сигналом, выстрелом стартового пистолета для пересмотра статуса Абхазии и Южной Осетии.

РЖ: Действительно, Еврокомиссия уже высказала опасение, что Россия попытается воспользоваться ситуацией с Косовом для признания независимости Осетии и Абхазии. Но в интересах ли России напрямую включаться в проблему пересмотра статуса Абхазии и Южной Осетии?

В.Б.: Россия, разумеется, предпочла бы сохранения статус-кво, сохранения ситуации, когда сохраняется принцип территориальной целостности. Даже в том случае, если принцип есть, а реального контроля того или иного национального правительства над теми или иными участками своей собственной территории нет. Эта ситуация может длиться десятилетиями. Тайвань и Китай, например.

Но главное, что международное сообщество признает принцип территориальной целостности государства. Если этот принцип будет нарушен, это откроет ящик Пандоры. Последствия могут быть неописуемы. Начнется пересмотр послевоенных границ в Европе. С пересмотра послевоенных границ в Европе после Первой мировой войны начиналась Вторая мировая война. Я бы не стал исключать возможности для развития событий по самому кошмарному сценарию.

Но будем надеяться, что сегодня здравый смысл в Европе возобладает.

РЖ: А какие тогда есть у России возможности влияния на решение проблемы? Или мы обладаем только единственным таковым ресурсом - право вето в Совете Безопасности ООН?

В.Б.: Естественно, есть. К чему сводится позиция наших западных партнеров? Косово - это уникально, это совершенно беспрецедентно. И поэтому никакого прецедента решение косовского вопроса по западному сценарию не создаст. Москва, напротив, указывает на то, что данный вопрос является прецедентом, и прецедентом, который получит весьма широкое распространение. И это, я считаю, очень сильная позиция российской стороны.

Беседовала Любовь Ульянова

       
Print version Распечатать