Роль важнейшего из искусств в национальном вопросе

Идея укрепления государства может привести к его распаду

Политика укрупнения регионов стала, пожалуй, одним главных видимых проявлений (наряду с появлением федеральных округов и изменением механизма выборов глав республик, краев и областей) той философии управления государством, которую исповедует нынешняя президентская администрация. Заключается эта философия, как известно, в максимальной централизации системы Российского государства.

Мы не будем сейчас останавливаться на вопросах эффективности или неэффективности такой системы, а обратим внимание на другое обстоятельство. Совпадение это или нет, но первыми под каток объединений попали национальные регионы. Сначала не стало Коми-Пермяцкого АО, затем появились планы ликвидации Республики Адыгея, Таймырского и Эвенкийского автономных округов.

Не будем ничего утверждать, - возможно, что это просто совпадение. Но тем не менее не так давно в российской прессе появилась информация о новом проекте министра регионального развития РФ Владимира Яковлева о создании новой этнической общности "российский народ". Идея, в принципе, не нова. Основным историческим прецедентом может стать даже не "советский народ", с которым и сравнили предполагаемый проектом результат интеграции, а народ французский.

Как известно, законы Франции не признают существования на территории государства каких-либо малых коренных народов (в настоящее время там гораздо больше озабочены проблемой взаимоотношений с иммигрантами). Все граждане Республики считаются французами. Преподавание в школах ведется исключительно на французском языке. В итоге если бретонцы и баски еще сумели как-то сохранить свою родную речь в домашнем обиходе, а корсиканцы даже добились признания их нацией (правда, сделали они это путем террористической войны против французского правительства), то провансальский язык - язык трубадуров - практически утрачен. Более того, даже французский язык унифицировался: благодаря развитию радио и телевидения с грассирующими дикторами, ушло в историю "r roule", придававшее особое очарование пению Эдит Пиаф и Мирей Матье.

Планы политиков, направленные на создание новых общностей и новой системы административно-территориального деления страны, на прошлой неделе пошли вразрез с планами творческой интеллигенции самих объединяемых народов. Создатели первого фильма на бурятском языке столкнулись с препятствиями при его демонстрации в Усть-Ордынском Бурятском АО, который, по замыслу властей, вскоре должен слиться с Иркутской областью.

Как сообщает "Газета", авторы фильма "Первый нукер Чингисхана" дважды пытались найти помещение для коммерческого показа своего произведения в Аларском районе УОБАО, но им дважды отказывали, ссылаясь на то, что помещение как раз в этот момент должно быть занято для проведения других мероприятий.

Это событие вызвало волну возмущения среди бурят, которые и так стараются противиться грядущему объединению, грозящему потерей их национального дома.

Пользователи интернет-форумов Бурятии отреагировали на эти события очень болезненно: "Именно это - лучший показатель того, как иркутская администрация будет поддерживать бурятскую культуру. Лукавство этих чинуш просто дьявольское. Это только цветочки, а ягодки будут еще похуже".

В борьбу против грядущей ликвидации округа включились даже шаманы, один из которых наложил проклятие на чиновников: "Они почувствуют мой смех, звучащий из темноты по ночам, будут бегать по бабкам, пытаться замолить разные грешки, свою ложь и ненависть к людям, но не спасется так никто. Проклятие тронет детей, сами понесут детей своих к черту в рот. Если захотят спастись, лишь жертвуя собой, смогут сделать это, пусть будут честными с собой и с людьми, тогда избегут горя. А чтобы слова мои не показались кому-то бредом и пустыми угрозами, сигналом начала будет дрожь и тряска земли, - это шаги восточных тенгеринов; пусть это будет призывом к обладающим силой, тем, кто захочет ко мне присоединиться. Шаги дойдут до Усть-Орды, тогда все начнется".

Будем надеяться, что "шаги шамана" станут ощущаться лишь в "вернем и нижнем мирах" и никак не повлияют на политическую ситуацию в России, что конфликт если не будет разрешен, то останется только идейным, но никак не превратится в вооруженный.

Тем не менее не стоит забывать, что именно национальное единство было и остается самой эффективной основой государственности. Именно на создание системы национальных государств (или же национальных регионов внутри государств федеративных) был направлен так и не реализованный до конца проект президента США Вильсона после окончания Первой мировой войны.

Нарезка границ, не соответствующая территории проживания этносов, к сожалению, часто приводит к войнам.

Напомню об истоках конфликта в Приднестровье. Бессарабская губерния в составе Российской империи располагалась по правому берегу Днестра. После революции 1917 года империя начала разрушаться, это обстоятельство дало возможность румынам объединиться в одном государстве. Между тем 12 октября 1924 года была учреждена совершенно непонятная административная единица - Молдавская АССР в составе Украинской ССР. Новое образование занимало узкую полоску земли по левому берегу Днестра. Эта территория никогда не имела никакого отношения к Бессарабии. До 1917 года она была разделена между Херсонской и Подольской губерниями.

Еще более странным представляется изобретение названия для вновь учрежденной автономии. Как известно, княжество Молдова в былые времена находилось совсем не там, а несколько западнее. Его столицей был город Яссы, который вместе с исторической областью Молдова и ныне находится под юрисдикцией Румынского государства и уж тем более никуда не переместился территориально.

Тем не менее придворные этнографы изобрели нацию молдаван, а придворные лингвисты - молдавский язык (тот же румынский, но использующий кириллическое письмо и с небольшим вкраплением русских и украинских слов; современная "непридворная" лингвистика не признает за этим "языком" даже права называться диалектом).

В 1940 году Советский Союз вновь присоединил Бессарабию, а также Буковину, населенную украинцами. На территории Буковины была образована Черновицкая область, а Бессарабия (которая до того момента обозначалась на советских картах заштрихованной и с пояснением "оккупирована Румынией") была объединена с Молдавской АССР в Молдавскую ССР.

Через полвека Советский Союз начал распадаться. Современные российские коммунисты часто квалифицируют распад СССР как "незаконный", но на самом деле все происходило в четком соответствии с Конституцией ("Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР"). Обратим внимание на то, что правом выхода из состава государства обладали лишь союзные республики, но никак не автономии и не области.

Независимая Республика Молдова была образована в границах Молдавской ССР, с чем не согласились жители левобережья Днестра, провозгласившие Приднестровскую Молдавскую Республику, и проживающие на юге Молдовы (Бессарабии) гагаузы. На сегодняшний день кишиневским властям удалось прийти к соглашению с гагаузами, которым предоставили право образовать автономию в составе Молдовы (хотя остаются и непримиримые сепаратисты), а статус Приднестровья до сих пор не определен.

Итогом сталинских перекроек границ стала война, унесшая многие жизни.

Еще один пример, ставший особенно актуальным в последние дни, когда в Южной Осетии то и дело случаются инциденты, провокации против российских миротворцев, дающие грузинской стороне повод от этих миротворцев избавиться и, видимо, начать новую "маленькую и победоносную". Но речь сейчас пойдет не об осетинском народе, разделенном Наркомнацем на две автономии в составах двух союзных республик, а следовательно, разделенном теперь уже государственными границами, а об Абхазии. Итак, в соответствии с Конституцией СССР и послевоенным принципом нерушимости границ Грузия объявляет о своей независимости в границах Грузинской ССР. Абхазская АССР провозглашает свою независимость уже от Грузии, но опять же в тех границах, которые существовали в советские времена и которым тогда не придавали особого значения, поскольку страна все равно была едина. При этом уже власти Абхазии не стали принимать во внимание тот факт, что на востоке республики находится Гальский район, населенный грузинами, которые желали бы жить в Грузии.

Итог тот же - война.

Точно с такими же несчастьями, вызванными представлением о нерушимости произвольно нарезанных границ, столкнулась и распавшаяся Югославия. Границы Социалистической Республики Словении в принципе соответствовали территории проживания словенцев, республика была практически мононациональной. Большого кровопролития удалось избежать. В Хорватии, напротив, проживало значительное количество сербов, причем как рассеянно, так и компактно. Первыми жертвами стали сербы Загреба, Дубровника и других городов и сел, где они были в меньшинстве. Сербы Бараньи, Славонии и Западного Срема образовали свою, не признанную никем, кроме боснийских сербов, Республику Сербская Крайина со столицей в г. Книн. После того как хорватская армия в ультракороткие сроки взяла территорию РСК под свой контроль, сербы были изгнаны со своих земель. Причина та же самая: бестолковая нарезка границ внутри единого государства и их "нерушимость" после его распада.

Принципом нерушимости границ в конце концов пришлось поступиться, для того чтобы вывести из тупика ситуацию в Боснии и Герцеговине (правда, ее завели в другой тупик). Чтобы развести воюющие стороны, пришлось пойти на нарушение принципов международного права и создать внутри государства еще два образования с неопределенным до конца статусом: Республику Сербскую и Мусульмано-Хорватскую Федерацию.

Таким образом, принцип, который, по замыслу его авторов, должен был предотвратить последующие войны, установить раз и навсегда определенный статус-кво, который не следует менять, на деле оказался причиной и топливом для военных пожаров конца XX - начала XXI века.

Конечно, все мы надеемся на то, что история с показом первого бурятского фильма не станет поводом для каких-либо конфликтов, выходящих за рамки политических дискуссий. Думаю, что как у московских чиновников, так и у бурятских активистов хватит ума и ответственности, чтобы вовремя остановиться.

       
Print version Распечатать