Рейтинг – это инструмент влияния на электорат

Анализируя причины временного падения рейтингов первых лиц российского государства необходимо учитывать два обстоятельства. Обстоятельство первое: катастрофические ожидания населения. Экономический кризис, сокращение производства и прочие явления не могли не сказаться негативно на уровне доверия, которое питает население к президенту и премьер-министру. Поскольку реальная экономическая катастрофа все же не состоялась, в общем и целом люди обнаружили, что жить можно и все не так плохо, как казалось раньше. А раз так, то восстанавливается, если угодно, привычное для обывателя дистанцирование от политики как таковой и отношение к первым лицам как к тем, кто должен выступать посредником между сферой политики и населением. Обстоятельство второе: необходимо учитывать, что месячные рейтинги на самом деле мало репрезентативны. С точки зрения социологической науки имеет смысл обращать внимание только на многолетние рейтинги, а таковые в России практически отсутствуют.

Безусловно, необходимо учитывать, что российский народ все еще испытывает негативные эмоции. И это обстоятельство, собственно, одно из самых важных. Достаточно серьезные негативные эмоции были связаны с нарушением договора. Содержание этого договора было достаточно простым. Народ воздерживается от участия в политике, не претендует на управление государством. Взамен власть предержащие обеспечивают народ более или менее сытной жизнью. Этот консенсус многие годы поддерживался и стал для России уже привычным. Он стал привычным для основной массы населения. Как только консенсус оказался под угрозой, население сразу же выразило свое недоумение: почему это правила игры соблюдались, народ все делал правильно, а вдруг оказалось, что всё не так хорошо, как предполагалось. Как мне кажется, именно с этим было связано достаточно существенное падение рейтинга доверия Путину и Медведеву в начале 2009 года. Кстати он совпал с падением таких показателей, как, например, ожидания экономического развития страны. Затем рейтинги немного подросли. Это можно опять же объяснить ростом цен на нефть, которые, в отличие от того, что было предсказано уважаемыми экономистами, сохранились на достаточно высоком уровне. Так что экономика, построенная на ценах на нефть, в общем и целом, продолжает существовать, и население по-прежнему получает свой кусочек чечевичной похлебки и, в общем, вполне удовлетворено этим фактом.

Таким образом, первым лицам Российской Федерации едва ли необходимо переживать из-за показателей опроса, проведенного фондом «Общественное мнение». Рейтинг – это не более чем инструмент политического влияния на электорат. Его всегда можно поднять до необходимого уровня. Кроме того, необходимо учитывать, что любой социологический опрос – это мгновенный срез господствующего в данный, конкретный момент общественного мнения. Причин, почему оно в данный момент такое, может быть 10 тысяч, и всерьез рефлексировать на эту тему как-то не очень серьезно.

       
Print version Распечатать