Прозрачная граница

Недавно в Санкт-Петербурге появилась маршрутка с изображением Карла Густава Маннергейма. Того самого, кто отстоял независимость Финляндии в Зимнюю войну. Сегодня границы между Россией и Суоми прозрачны, как никогда, и портрет маршала соседней страны на питерских проспектах мало кого шокирует.

Новую книгу Людмилы Коль «На углу острова» можно сравнить с упомянутым проектом. Интересно, что важный мотив ее произведений – граница. Размытая, ускользающая. Ведь эмигранту достаточно сесть в Хельсинки на «Аллегро», и через три часа он уже выйдет на Финском вокзале северной столицы. И в то же время достаточно жесткая – и в административном, и в культурном плане. Тема «чужое – свое» возникает в сборнике постоянно. Иногда в произведениях мы находим рифму, как в рассказе «Девочка из страны n+1»: «Кисель, да. В финском языке тоже есть такое слово: kiisseli. Не знаю, кто уж у кого позаимствовал». Иногда жесткий водораздел. Но, в любом случае, мы наблюдаем за происходящим глазами россиянина, врастающего в западную ментальность. Скажем, на курсы русского языка (в том же рассказе) приходит школьница. Оказывается, язык ей не нужен совсем. Просто мама считает, что время следует проводить с пользой. Поэтому и послала дочь учиться во время каникул.

Коль – мастер фотореалистических портретов, четко прописанных деталей. Оставаясь в рамках реализма, она лепит своих героев точными штрихами, речевыми жестами. При этом в ее «финской прозе» (а живет она за границей уже второй десяток лет) много российских реалий. Вот и центральная часть сборника – повесть «Такая простая человеческая жизнь» – посвящена обычной российской девочке Оле, в меру циничной и несчастной.

Вообще, герои писательницы с трудом переносят ситуацию общения. Они много говорят, касаются друг друга, но остаются, как правило, закрытыми. В обычной жизни мы никогда не увидели бы их изнутри. И только мастерство автора помогает зафиксировать те моменты, когда человек открывается и производит какое-то подобие экзистенциального действа.

Кроме повести, в сборник вошли рассказы и эссе. А открывает его исповедь главного редактора. Так, наверное, можно назвать предисловие к книге, в котором Коль рассказывает о своем любимом детище - журнале «LiteraruS-Литературное слово», который отмечает в этом году свой десятилетний юбилей. Этот историко-культурный и литературный журнал не стоит исключительно на эмигрантской почве. Хотя бы потому, что здесь печатаются авторы из России, Швеции, Дании, Франции, Германии, Израиля. И в то же время его «потребители», конечно, прежде всего эмигранты. А только «русских финнов» сегодня порядка 60 000 человек.

Журнал чем-то напоминает прозу Коль: в нем много визуальных рядов, игры со шрифтами, графики – такой модернистский проект в эпоху постмодерна.

В эмигрантских кругах сегодня стала трафаретом фраза, что наша родина – русский язык. Не уверен, что это всегда так. Но в случае с Людмилой Коль - наверное. Во всяком случае, при ее имени в моем сознании возникает автолайн с логотипом «LiteraruS»'а на улицах города Хельсинки. В добрый путь!

Людмила Коль. На углу острова. – М.: Вест-Консалтинг, 2013. – 222 с.

       
Print version Распечатать