Против ненависти

Ilinsky Petr

Две важные черты отличают современный российский политический дискурс - истеричность ораторов и их ненависть к оппоненту. Оба явления взаимосвязаны, но ненависть первичнее. Именно она приводит к тому, что любая точка зрения на политическую реальность излагается ее адептами с некоторым надрывом, часто с легкостью переходящим в психопатологическую манифестацию (истерия и психопатия - близнецы-братья, почти как Ленин и партия). Остальные недостатки указанного дискурса, по крайней мере, основных его течений: плохая фундированность, а чаще полная бездоказательность заявлений, делаемых диспутантами, их малая осведомленность в обсуждаемых проблемах и прочая, прочая - есть всего лишь следствие слепоты, проистекающей от той же ненависти и питаемого ею нежелания заняться самообразованием (устроить истерику легче, чем чему-нибудь выучиться).

Дополняют это еще два момента, особенно грустных. Во-первых, повинны в этих грехах стороны, рядящиеся во все цвета идейного спектра, и политические силы самой разной направленности и аффилированности - прокремлевские и коммунистические, патриотические и либеральные, вплоть до любых едва заметных маргиналов, претендующих на то, что у них тоже есть какой-то "месседж". Во-вторых, причиной столь широкого распространения указанных симптомов является то, что быть ненавидящим оппонента истериком ныне выгодно и приемлемо. Исполняемые в подобной стилистике спектакли - публицистические и телевизионные - приносят артистам жанра немалые дивиденды, и не только финансовые. Они, что называется, востребованы - и обществом, и разнообразными заказчиками.

Нельзя, конечно, сказать, что в российских СМИ нет проявлений любви к кому бы то ни было. Есть, куда ж без нее. Только вот беда - она целиком направлена на... в общем, перефразируя старый анекдот, "чукча знает этого человека". Пятиминуток ненависти заметно больше. Кому-то не угодила Америка (или целиком весь гнилой Запад), другим не нравятся прибалты, восточные европейцы, косовские албанцы, г-н Саакашвили, г-н Ющенко, его верная подруга г-жа Тимошенко, ну и, конечно, гнилые либералы отечественного разлива.

Здесь бы нам остановиться в критике, тем более что сторонники других точек зрения в российском телеэфире появляются заметно реже. Но во всех остальных медиасферах эти люди присутствуют - и дай им волю, были бы ничуть, повторим специально, ничуть не лучше. Поскольку они, в свою очередь, страстно ненавидят коррумпированную кремлевскую власть, в том числе лично сами знаете кого, кавказцев, "Газпром", олигархов, лондонских и чукотских, медведей всех расцветок, интеллигентов, патриотов, "Зенит", "Спартак", милицию, сочинскую олимпиаду и Зураба Церетели (список неполный).

Вообще, ощущение такое, что в России не осталось объектов не ненавидимых и субъектов не ненавидящих. Выброс негативной энергии такой, что не каждый писатель-фантаст соорудить сможет, даже если будет употреблять слово "антивещество" через две фразы на третью. Здесь, безусловно, можно порассуждать, какими особенностями нынешнего российского общественного развития такое состояние дел стимулируется, - а оно, на наш взгляд, порождено именно российским обществом en masse, а не какими-либо "злыми силами". Можно сказать и о том, что политические истерики-негативисты, заполонившие медиапространство сегодняшнего дня, есть порождение вчерашних сумерек, ушедшей эпохи, времени разрушения. Что постепенно они - и созданный ими стиль полемики - уйдут в сторону и даже в небытие, когда на передний план в России выйдут работники-созидатели - обыкновенные люди, которые сейчас так заняты делом, что не читают газет (как профессор Преображенский) и уж точно не смотрят телевизор. Но это было уходом в сторону от сути вопроса, от его остроты - ведь даже в относительно благополучном обществе серьезную проблему можно, как известно, "наговорить". Так что же говорить об обществе российском, в котором вовсю бурлят самые различные социальные потоки - стоит ли подпитывать их ненавистью, стоит ли чрезмерно заводить себя и биться в искусственно вызванных корчах?

Да и что такое эта чрезмерная, слепая, боящаяся аргументов ненависть - не любовь ли это с обратным знаком? Не попытка ли одоления своего собственного влечения? Люди, клеймящие российскую власть по поводу и без, - не хотят ли они более всего стать этой властью, даже не самой главной, а хотя бы какой-нибудь, порулить хотя бы немного? Только не смейтесь: а может быть, им действительно стоит дать порулить - ну, в районном, скажем, масштабе? Пусть вместо излияния ненависти они работают на благо микрорайона - пусть лечатся.

И вот еще эти комментаторы, объясняющиеся в искренней и страстной нелюбви к Лондону и Вашингтону, - может быть, они как раз хотят в Лондон и Вашингтон? Или в Брюссель? Или они хотят - еще лучше, - чтобы в России кое-что (например, медицина или пенсионная система) было не хуже, чем в Европе или Северной Америке? Чтоб мы им, что называется, утерли нос не только балетом. Так, может, отправить комментаторов туда, к злобным натовцам - пусть поучатся годика три, а потом вернутся и оплодотворят родимую почву полезным знанием. А то у нас все наоборот: высоколобый экономист со стажем и опытом извергает на родину филиппики из-за атлантического кордона, а бородатый журналист страстно и вдумчиво ненавидит Америку на Первом канале.

Господа, их надо срочно поменять местами: один явно хочет реформировать Россию, а второй - квалифицированно и непредвзято освещать для российских телезрителей политику вашингтонского Белого дома в прямом эфире. И то и другое - полезно для общества. Так дайте же им поработать! Тем более что обоих ждут новые президенты. Разве не славно получится?

Таких людей среди действующих лиц российского политического поля - не пять и не десять, а сотни и тысячи, есть и талантливые (без ерничанья), осталось только направить их способности на нужную стезю.

Мы понимаем, конечно, что призывы наши тщетны и обречены вызвать усмешку даже у самого снисходительного читателя. Пусть так. Но ведь ненависти действительно надо бы поменьше, дорогие господа полемисты. Желательно бы заткнуть этот фонтан яда духовного, уж простите за высокопарный слог. "Любите врагов ваших..." - это, вы думаете, только тогда было сказано, только для тех слушателей? Это, значит, к вам не относится? Это у апостолов были такие, не очень страшные враги, ничего особенного, в крайнем случае распнут - таких можно и полюбить, а вы, значит, родину спасаете от "наших" и "не наших", поэтому можете ненавидеть? И главное, еще решите, кого ненавидеть завтра и послезавтра и другим объясните?

Вы думаете - вам дозволено?

Неужели вам не жаль вас самих, не жаль близких ваших? Ненависть ничего и никогда не победит, это "любовь все переносит", все превозмогает. Но чтобы приобрести любовь, приобрести возможность любить, надо сначала одолеть ненависть в самом себе, а еще раньше - признаться себе в ней, задуматься над своими эмоциями, порывами, желаниями.

История обращения апостола Павла хорошо известна - и вошла в поговорку тысячелетия назад. Гонитель христиан Савл, "дыша угрозами и убийством", идет в Дамаск - но на пути туда с ним происходит чудо, полная перемена. Что случилось? О чем свидетельствует удивительная фраза, сказанная ему свыше: "Трудно тебе идти против рожна"?

Не ненависть ли Савла стала любовью Павла, не был ли молодой фарисей столь ревностным гонителем молодой Церкви, поскольку боролся с внутренним своим сродством - с влечением новому Слову? Пытался изгнать, отринуть это чувство. Не о том ли повествует Писание, что перебороть себя путем ненависти невозможно, - трудно идти против рожна?

И еще: ведь Савл ненавидел христиан не просто так - у него был, как сейчас сказали бы, резон, весомая причина. Он считал, что они-то как раз и есть еретики, противники Господа, идущие наперекор Закону, а потому его долг - бороться с ними словом и делом, неустанно преследовать нарушителей заветов предков. Но оказалось - все не так, все наоборот. И по дороге в Дамаск на свет появился Павел, гонитель стал апостолом.

Значит, искренняя и, казалось бы, законно обоснованная и объяснимая для окружающих, для самого носителя ее ненависть может перейти в любовь. Значит, ничего не потеряно. Значит, мы по-прежнему можем надеяться на перемены в самих себе. Осталось только возлюбить врагов своих.

       
Print version Распечатать