Простые секреты американского агитпропа

Представители общественности в сфере искусства и культуры в США всегда противились любому сколь-нибудь выраженному влиянию со стороны правительства Соединенных Штатов. А это самое правительство всегда, иногда втайне, иногда явно, стремилось это влияние оказывать. Свидетельство тому – новейшая история США. Делегация высокопоставленных руководителей СМИ, руководство ведущих киностудий Голливуда начали регулярно встречаться с влиятельнейшим советником президента Буша Карлом Роувом вскоре после атак террористов на США 11 сентября, чтобы обсудить, каким образом индустрия развлечений могла бы участвовать в формировании позитивного имиджа Соединенных Штатов за границей.

«Одна из центральных идей встреч состояла в использовании "мягкого влияния" (soft power) для распространения продукции американского телевидения и кинофильмов среди иностранных аудиторий, особенно в мусульманском мире, чтобы обеспечить благоприятный сдвиг в общественном мнении». Так описывал эти мероприятия журналист Тим Аранго в увидевшей свет на страницах New York Times 1 декабря 2008 года статье «Мир подсел на американские СМИ». Правда, как подводит итог в своем журналистском расследовании сам Аранго, «осязаемых результатов от встреч было немного». К 2005 году они и вовсе сошли на нет.

Администрация Джорджа Буша-младшего не оставила и после этого своих попыток влиять на пространство культуры – через специализированные корпорации. В 2005 году компания «Группа Линкольна» была нанята американским правительством для манипуляции СМИ и организации более благоприятного отношения к американской массовой культуре на Ближнем Востоке, в первую очередь – в Ираке. Это также не принесло значительного успеха.

Все дело в том, что правительственные структуры США не сразу (и не всегда) приходят к одной вполне очевидной мысли: голливудские фильмы и телевизионные передачи так широко распространены во всем мире, что американская правительственная культура во много раз превосходит реальные способности и потенциальные возможности самого правительства. Когда находящаяся в Белом доме администрация осознает этот факт, то большинство официальных усилий американского правительства в области культуры, целью которых является воздействие на массовые аудитории, направляются на музыку и культурно-ознакомительные поездки. Классический пример – когда американский Госдепартамент организовал мировой тур знаменитого джазового музыканта Диззи Гиллеспи.

Джаз и содержимое Интернета – вот два самых важных продукта поп-культуры, производимые Соединенными Штатами. Пока слишком рано судить, вспомнили ли об этом в Белом доме, изменилась ли политика в области массовой культуры с окончанием президентства Джорджа Буша. Но заметно, что президент Обама намного более креативен и склонен к использованию новых Интернет-технологий, чтобы вновь связать Америку с внешним миром. Эффект от развития виртуальных миров и Интернет-среды, в которую можно «погрузиться», будет возрастать и становиться все более популярным фактором политического и культурного влияния и формирования глобальной культуры. Идеи, создаваемые в пространстве Интернета, вряд ли станут идеями правительств – скорее, напротив, будут созданы новым поколением предпринимателей.

В двух недавних проектах корпорации Dancing Ink Production как раз и было опробовано применение этих новых методологий для нахождения точки взаимодействия каких-то элементов западной массовой культуры и иных культурных сред: «Понимание Ислама через виртуальные миры» и «Виртуальная Комната Новостей», а также. Dancing Ink Production работала с исламскими культурами и блоггерами, стремясь при помощи виртуальных миров исследовать интеллектуальные темы, представляющие наибольший интерес и имеющие наибольшую значимость. Было обнаружено, что основанные в Интернете сообщества и площадки обеспечивают возможности для заполнения культурной пропасти между Западом и Востоком.

       
Print version Распечатать