Последствия Ошской трагедии

Начал писать эти строки днём 12 июня. Уже понимал: к моменту их опубликования число погибших в Ошской области Киргизии достигнет трёхзначной цифры, число избитых и раненных достигнет четырёхзначной. Общее число граждан, потерявших имущество в результате поджогов и ограблений или вынужденных покинуть свои дома, превысит по самым скромным оценкам 100 тысяч человек. Очень горько понимать, как события будут развиваться дальше, но не иметь возможности их предотвратить, или хотя бы минимизировать их трагические результаты и последствия.

В предшествующем материале я писал, что самая проблемная ситуация в Киргизии – именно в Ошской области. Не прошло и двух недель после его публикации, как кровь полилась потоками. Только введение комендантского часа и экстренная мобилизация всех сил, подконтрольных временному правительству Киргизии, позволили прекратить массовые убийства и групповые изнасилования. Но полностью пресечь грабежи, поджоги, избиения, особенно в предместьях Оша и Джалал-Абада, в отдалённых сельских районах, где силы правопорядка присутствуют скорее номинально, ещё не удалось. На улицах, особенно в тёмное время суток, стрельба окончательно стихнет не скоро. Поле битвы, как обычно это и бывает, принадлежит мародёрам.

Слишком много чести списывать всю ответственность за уже пролитую и, возможно, ещё прольющуюся кровь исключительно на затаившихся «бакиевцев». В материале «Не давать убежища Бакиеву!» я уже рассказывал одну историю, случившуюся ещё при президенте Акаеве. Вскоре после того, как он назначил главой администрации Ошской области Бакиева, тот вступил в конфликт с местным криминалитетом. Когда местные авторитеты стали угрожать Бакиеву убийством, он обратился за помощью к начальнику местного УВД. Главный милиционер области не нашёл другого решения проблемы, кроме размещения главы области у себя дома. (А теперь оценим ситуацию: главный страж порядка реально был способен предоставить надёжное убежище первому лицу области лишь у себя дома). Напомню, что в период правления Бакиева этот начальник УВД получил свою «десятку» (срок).

Можно ли назвать ещё хоть один регион, где подобный эпизод был возможен? И мог ли человек, имеющий в своей биографии такой эпизод, находясь в нескольких тысячах километров от места трагедии, спровоцировать её своими словами или действиями? Маловероятно, хотя неизвестно с кем именно мог встречаться Бакиев во время поездки на отдых в Турцию. Да, теперь Бакиев получил моральное право бестрепетно признавать все системные прегрешения своего правления: коррупцию, трайбализм и непотизм в кадровой политике, рейдерские захваты чужого бизнеса некоторыми его родственниками и приближёнными, неправедные суды и, с элементами притворного сожаления, отдельные убийства по политическим мотивам. И, признавая всё это, покачивать головой, разводить руками и оправдываться тем, что уж при нём-то кровь в республике реками не лилась.

Напоминание об укрывании главы области в доме главного милиционера региона позволяет совершенно определённо назвать истинных виновников ошской трагедии. Это криминальные круги (а преступность в Ошской области носит хорошо организованный характер). Тем более, информационные агентства сообщили: «спусковым крючком» для событий стала стычка в казино. Простите, а кто ещё в проблемном регионе бедной республики в дневное время в казино рассиживается? Именно в интересах «теневых хозяев» региона – разжигание межнациональной резни для захвата и передела собственности, а главное для максимального облегчения наркотрафика через территорию республики. Дополнительным подтверждением служит тот факт, что «сиротские кварталы» от погромов практически не пострадали. Впрочем, в современной Киргизии криминальный авторитет, делающий деньги на наркотрафике, вполне может иметь устойчивые «деловые» связи с кем-то из «бакиевского клана» или из числа приближённых бывшего президента.

Крестьянско-рабочая армия Киргизии с ситуацией справилась с большим трудом. (После легализации уклонения от службы в армии дети не то что правящего класса, а всех более-менее обеспеченных граждан форму не одевают. Легальное уклонение от службы в армии стоит всего-то 200 долларов. Но эта сумма – средняя заработная плата в сельских районах за 8 – 10 месяцев). Она достаточно слаба для стабилизации ситуации по всей территории Ошской области. Боевая подготовка находится на крайне низком уровне. Большинство солдат, служащих по призыву, стреляют из личного оружия только один раз – перед принятием присяги. Поэтому не следует удивляться, когда бандитствующие элементы отбирали у необученных бойцов не только стрелковое оружие, но даже боевую технику (в руках погромщиков оказались, как минимум, 3 БТР). К тому же, руководство республики не имело возможности направить в Ошскую область все дееспособные воинские части и подразделения МВД – никак нельзя «оголять» ни Бишкек, ни проблемную Джалал-Абадскую область. Даже без передислокации войск из Джалал-Абадской области в Ошскую, резня (пусть и с меньшим размахом) всё равно перекинулась из одной области в другую. Если бы войска были передислоцированы, то масштабы кровопролития в обоих регионах оказались бы сопоставимыми.

Местные правоохранительные органы, по крайней мере, в первые часы кровопролития, оказались в состоянии ступора. Можно назвать две основные причины. Первая: политическая и правовая неопределённость. Нет сомнения, их бывшие руководители сразу поняли: массовые беспорядки такого масштаба происходят с благословения «теневых отцов» области. А перехватить инициативу у погромщиков и убийц мог только человек «тройного сальто-мортале». Такой как, новый начальник Ошского УВД Омурбек Суваналиев, имеющий прозвище «киргизского Каттани». Вторая: кадровая. Для региона характерно межнациональное разделение труда. В принципе, в нормальной обстановке это позитивное явление, способствующее взаимозависимости людей различных национальностей друг от друга, а в конечном итоге – один из ключевых факторов стабильности и межнационального согласия. Но в экстремальных условиях подобное разделение труда может стать дополнительным дестабилизирующим фактором. Не секрет, что местная милиция также преимущественно комплектовалась по семейственно-родовому принципу. Узбеков в милиции служило мало, как правило, на должностях участковых инспекторов в сёлах и районах, с преобладанием узбекского населения.

«Островом стабильности» на юге республики осталась только Баткенская область. Для предотвращения кровавых столкновений и в этой области совершенно необходимо в кратчайшие сроки создать во всех более-менее крупных населённых пунктах области отряды самообороны, осуществляющие ночное патрулирование. При этом во всех населённых пунктах, имеющих неоднородный этнический состав, отряды самообороны следует формировать только на интернациональной основе. Думаю, это уже произошло. Иначе – рост взаимной напряжённости и взаимного недоверия с предсказуемым и печальным результатом.

Обострение ситуации непосредственно в Бишкеке, попытки захватов автобусов и маршрутных такси в первые дни кровопролития ещё раз свидетельствует о том, что за последние годы в столицу республики переселилось несколько десятков тысяч уроженцев южных областей. Именно они стремились выехать на юг, полагая, что могут помочь «своим». Очевидно, что руководству правоохранительных органов Бишкека следует в первую очередь не допустить насилия в отношении узбекского населения, особенно в районах их компактного проживания. Массовых столкновений в Бишкеке не будет, здесь живут всего несколько тысяч этнических узбеков: 2-3% населения. Но избиения и погромы, к сожалению, возможны. Стоит ожидать, что жители Бишкека, объединившиеся в народные дружины и отряды самообороны после эскалации криминального насилия в дни, последующие за апрельской революцией, сами понимают: защита узбекских семей от погромов – это задача № 1.

Следует отметить, что руководство республики в сложной ситуации не растерялось, и в первые дни событий не совершило ещё ни одного шага, который можно было бы оценить как ошибочный. Призыв к ветеранам Афганистана и офицерам запаса сформировать бригады добровольцев для помощи армии и правоохранительным органам в Ошской области отражает стремление консолидировать все здоровые силы для отпора бандитам и погромщикам. Открытие границы с Узбекистаном для беженцев – это реальное спасение для сотен, а возможно и тысяч людей. Пограничные войска Узбекистана – наиболее мощные в регионе, никаких инцидентов в пограничной полосе они не допустят. (Напомню, Героем Узбекистана № 1 стал в своё время командир Термезского погранотряда Полковник Иванов). А перекрытие единственной автомобильной дороги, связывающей север и юг республики – не столько защита от «нашествия с юга», сколько преграда для «горячих голов» из Бишкека, стремившихся поучаствовать в событиях.

К сожалению, все же одна ошибка была допущена. 17 июня, когда Временное правительство заявило: «Если Лондон не выдаст Киргизии задержанного Максима Бакиева, то будет закрыт американский Центр транзитных перевозок в аэропорту Манас». В принципе, для Лондона сын главы свергнутого и несимпатичного режима мало похож на политического беженца. Но достижение искомого результата – т.е. выдача Максима Киргизии – была бы весьма вероятна, только если Лондону были бы представлены документы, свидетельствующие о том, как Максим путал государственный карман с личным, как потворствовал рейдерским захватам чужой собственности, и прочее. А сейчас Бишкек публично обозначил, что Великобритания – просто марионетка в руках Вашингтона. Выдать Максима практически означает согласиться с этим. Почти невероятно, чтобы Максим Бакиев попал в руки правосудия и получил наказание «по делам своим». Поэтому он уже может мысленно составлять компанию Березовскому, Закаеву, Чичваркину и прочим «сидельцам туманного Альбиона». А предстоящая невыдача беглого Максима – это ещё и удар по престижу всего Временного правительства, даже при весьма маловероятном удалении из «Манаса» Центра транзитных перевозок.

Мы все прекрасно понимаем, что основная потеря – безвременно прерванные человеческие жизни. Как и происходит в подобных случаях подавляющее большинство погибших и раненных не имели никакого отношения к конфликту, строило планы на будущее, имело нормальные отношения с соседями, вне зависимости от национальности. Печально, но значительная часть убийц, погромщиков и мародёров не будут ни опознаны, ни осуждены.

Очень пострадала относительная стабильность в межнациональных отношениях, с немалым трудом восстановленная после кровавых событий 1990 года. Если до июня Ош был достаточно типичным крупным городом Средней Азии, где не было жёстких границ расселения жителей различных национальностей, то теперь его ждёт иная судьба. Несколько лет, если не десятилетий он будет разделённым городом, как Белфаст, Бейрут, Иерусалим, Косовская Митровица. Сотни детей будут вынуждены сменить школы, сотни граждан – поменять работу. Резко снизится число межнациональных браков. Если раньше они были пусть и не очень приветствуемым, но достаточно обыденным явлением – то теперь они станут исключительной редкостью.

Заметно снизится качество жизни. Не только у тех граждан, кто в результате погромов и пожаров лишился жилья и имущества, но и у тех, кто вроде бы не пострадал. Причину я уже называл: межнациональное разделение труда. Прямой экономический ущерб только городу Ошу предварительно оценивается в несколько сотен миллионов – сумму, сопоставимую с замороженной частью российского кредита республики, решение о представлении которого было принято весной прошлого года. Но это только прямой ущерб, и только одному городу. Восстановление разрушенного займёт не один год.

Киргизия вновь и на несколько лет отброшена от достижения рубежа, уже пройденного большинством стран СНГ – превышения достигнутого уровня ВВП над уровнем 1990 года.

Кровавая фаза Ошской трагедии вроде бы закончилась. Случится ли её продолжение, зависит от действий руководства республики. Оценка масштабов трагедии требует назвать действительное число погибших и пострадавших. В момент написания этих строк министерство здравоохранения (министр – Дамира Ниязалиева) сообщает о 197 погибших и более чем о 2 тысячах, обратившихся за медицинской помощью. Понятно, что министерство может говорить только о тех погибших, чьи тела были доставлены в морги больниц, или о скончавшихся в больницах от тяжёлых ран и повреждений. Неофициальные источники сообщают, что число только погибших может достигнуть 2 тысяч человек. Реальная цифра, очевидно, где-то посредине. С учётом накала конфликта, родственники могут пока считать погибшими тех граждан, кто просто потерялся в суматохе, скрывается у соседей другой национальности, захвачен в заложники, в тяжёлом или бессознательном состоянии вывезен для оказания помощи в Бишкек или за пределы республики.

Как поступить, когда действительное число погибших и пострадавших станет известно? Сообщить общее число погибших, указать, сколько среди погибших мужчин, сколько – женщин, сколько – детей. Опубликовать и в печати, и на сайте того же министерства здравоохранения списки погибших, чья личность установлена. Необходимо только избежать публикации одной информации: распределения погибших и пострадавших по национальной принадлежности. Эта информация (понятно, что распределение погибших и пострадавших не будет 50:50) – наиболее опасна. Она не только может, но и неизбежно будет провоцировать потенциальных «народных мстителей». Как и в черте республики, так и за её пределами. Полагаю, в ответственных СМИ понимают необходимость «закрытия» этой наиболее опасной и провокационной информации.

И в заключении. На 27 июня назначен референдум по новой редакции конституции. Информации об её отмене из-за дестабилизации ситуации на юге не последовало. Хотя очевидно, в городах и районах, пострадавших от погромов, явка на уцелевшие избирательные участки будет крайне низкой. А провал референдума будет несомненным подарком всем противникам действующего руководства Киргизии. Очень эффективная и не очень обременительная помощь, которую могут оказать республике её ближайшие партнёры по ШОС – это организовать максимально репрезентативное голосование граждан Киргизии на своей территории. В России много граждан Киргизии работают в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске. В Казахстане помимо обеих столиц можно назвать Тараз. В Узбекистане – все районы распределения беженцев.

       
Print version Распечатать