Похищение Истории. Украинский опыт

Постсоветские государства имеют одну общую черту – они пытаются построить новую идеологию на основе переписывания общей советской истории. На Украине эта деятельность оказалась в ведении службы безопасности – в ней этим специально занимается целое «историческое» направление. Некая парадоксальность ситуации очевидна: распространенный постсоветский страх перед «КГБ» используется на Украине для внутреннего продвижения переписанной истории. Не может не вызвать недоумение, скажем, появление в глубокой провинции передвижной исторической фотовыставки под логотипом cлужбы безопасности. В СССР, где спецслужбы активно вмешивались в литературный процесс, говорили о «литературоведах в штатском», в современной Украине популярен новый термин – «историки в штатском».

Но проблема не в методах насаждения идеологии, которые естественным образом скопированы с советских образцов. Проблема в том, что две Украины – Западная и Восточная – имеют несовместимые образы общей истории. При этом государство в своей работе по созданию и продвижению новых исторических идеологем использует только западную версию. На практике это выглядит как похищение истории у жителей Востока и Юга.

Новороссия, Одесса, Херсон, Николаев имеют богатую и прекрасную, но русскую историю, которая не вписывается в прокрустово ложе новой псевдодемократической идеологии Украинского государства. Ведь оказался под запретом даже термин «Новороссия». Ряд националистических группировок пытается препятствовать строительству памятников Екатерине II и другим деятелям новороссийской истории. Русское по содержанию краеведение подменяется выдуманной или додуманной «историей казачества».

Мэр Херсона Сальдо, восстановивший памятник основателю города князю Григорию Потемкину, уже в третий раз будет избираться на свою должность. Его поступок много лет вызывает перманентное раздражение противников монумента. Они постоянно проводят возле памятника акции протеста. Памятник Потемкину стал новейшим символом русской истории Херсона, знаковым сооружением в противостоянии населения и новой тотальной идеологии, которая полностью контролирует СМИ, образование, госучреждения и в значительной степени гражданский сектор.

Пока работа по похищению исторической памяти у русскоязычной Украины не приносит желанных результатов. Показательно отношение к победе СССР в Великой Отечественной войне. По данным «Евразийского монитора» 2009 года, 60 процентов украинцев полагают, что, «разгромив фашистских агрессоров, СССР не только отстоял свою свободу и независимость, но и сыграл решающую роль в избавлении народов Европы и Азии от угрозы фашистского порабощения». И лишь 17 процентов считают советские войска «оккупационными». Однако это только пока. Молодежь, идеологически обработанная в школе, уже сегодня относится к Великой Победе с меньшим пиететом. Новая формация ученых-«историков» воспитана не только на русофобских установках, но и на элементарном удручающем невежестве.

Активное поощрение идеи, что русскоязычным гражданам Украины не принадлежит эта страна, направлено на смену идентичности. Несогласных же шантажируют потенциально и подчас реально статусом второсортных обитателей.

* * *

В условиях, когда Украинское государство пытается разрушить историческую память русскоязычной Украины, остается надежда только на гуманитарную помощь российской исторической науки. Скажем, в Польше издаются литературные и научные журналы, посвященные бывшим польским территориям, ныне относящимся к Украине, что никак не мешает официальной украино-польской дружбе.

Российская историческая наука может и должна помочь в развитии современной украинской исторической науки и поддерживать нашу общую историческую память. Объективные исторические исследования Новороссии, которые сегодня немыслимы на Украине, могли бы более активно развиваться в России. Почему бы в России не учредить журналы для исторических исследований Новороссии и литературные журналы для молодых украинских русскоязычных литераторов? Хотя бы электронные?

Россия – как юридическая и историческая правопреемница СССР – обязана поддерживать и развивать общую историческую память. Необходимых для этого государственных ресурсов у населения юго-востока Украины пока нет.

       
Print version Распечатать