Почему интеллектуалом быть неприлично

События и смыслы

Я хочу напомнить о том, что наша жизнь состоит из событий. Но еще в ней есть смыслы. При этом каждое событие является катастрофой для смысла. Смыслы - бессобытийны. События - бессмысленны.

1. В современном обществе явно преувеличена роль всех тех, кто создает событийную сторону жизни. Среди этих "всех" мы видим шоуменов, спортсменов и политиков. В последнее время к ним присоединился еще и интеллектуал.

Интеллектуал не имеет какой-то определенной профессии. Вернее, его профессия быть экспертом, тем, кто во всеуслышание объявил себя носителем какого-то особого, невиданного ранее знания. Интеллектуалы называют его экспертным знанием. Я думаю, что любым событиям противостоят смыслы. Смыслы лишают события состава его событийности. Между смыслами и событиями всегда идет война. Интеллектуал в этой войне находится на стороне события. Что же это за фигура? Откуда она взялась и что она делает?

2. После того как Платон рассказал нам мифы о "Пещере" и "Человеке-кукле", стало ясно, что человек - это не часть природы, что реальность - это не вещи, а объективированная иллюзия. Иллюзия же может быть либо объективирована в вещах и языке, либо актуализирована в мистериальных играх души. То, что интеллектуал в этих играх не участвует, очевидно. Правда, остается ответить на вопрос: какую роль он играет в процессах объективации ума, в созидании реальности?

3. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, какие отношения возможны между философом и интеллектуалом.

Философ самим фактом своего существования указывает на мыслящее начало человека. Мыслить значит терзать себя грезами. Философия возвещает о том, что только грезящее, т.е. мыслящее, существо может решиться на первый и потому бессмысленный шаг, чтобы потом, в следующий момент времени, узнать, не появились ли смыслы. А это значит, что разумным существом можно стать только потом, только вторым шагом. Иными словами, философы говорят нам, что нет иного пути к уму, кроме мыслящего безумия.

Но интеллектуал не безумец, не авантюрист, чтобы заниматься философствованием. Ведь философия - это интеллектуальное юродство. А интеллектуал не хочет быть юродивым. Он не желает терять свою солидность. Поэтому ни один интеллектуал не является философом. И ни один философ не является интеллектуалом. Сегодня в мире мало философов и много интеллектуалов, тех, кто не хочет делать первый шаг, кто желает начинать движение сразу со второго шага. Поэтому любой интеллектуал, как и спортсмен, - это, безусловно, разумное, но не мыслящее существо.

Как разумное существо интеллектуал обращен к миру, но не для того, чтобы заниматься миром и его иллюзиями, а для того, чтобы не заниматься собой, своей самостью. Так интеллектуал поневоле становится революционером производства, т.е. главной фигурой экономики знаний.

4. Тем самым интеллектуал вступает в область производства объективных мыслительных форм, т.е. в область идеологии.

После Дестю де Трасси каждый идеолог занят тем, что распутывает те немногие мысли, в которых запутался человек. Для ускорения процесса идеологи научились производить сознание. А это значит, что они научились в разные головы людей внедрять одни и те же идеи, добиваясь, с одной стороны, социального консенсуса, с другой - единомыслия.

В конце концов, работа идеолога оправдана тем, что он хочет уменьшить количество причин для распри. Действительно, мир слишком большой, а головы у людей слишком маленькие. И нужно упрощать мир, чтобы он поместился в наших головах. Но кто упрощает, тот и искажает. Упрощая, идеолог все-таки ориентирует человека в мире, оправдывая задним числом неудачные заблуждения. Идеолог создает ложное сознание, которое оказывается случайной истиной ложного мира. В этой своей роли он замещает и священника, и политика.

Но интеллектуал не упрощает мир и не оправдывает заблуждения. Он говорит с миром на языке истины. Интеллектуал не идеолог, а диссеминатор знания.

5. В связи с этим возникает вопрос о соотношение социума и Я. Социум - это множество поименованных других, сосчитанных из предельной точки, которой является Я. Пустое Я ничего не прибавляет к счету и ничего не отнимает. Я - это социальный ноль. Пустое имение места. Я - это точка. В которой уже сознание привязывает себя к языку. Само Я не является элементом социума. Оно желает в нем все, кроме себя. Поэтому социум всегда испытывает нехватку в Я, отсутствие которого воспринимается как пустота, как прокол или дыра в социуме, через которую утекает все его содержание. В современном обществе интеллектуал стал тем присутствием, которое замещает отсутствие Я в социуме. Но пустоту отсутствия Я не заполнить полнотой присутствия интеллектуала. Будучи непоименованным, Я обращается к социуму в поисках своего имени. Кто Я - вопрошает оно социум? Социум указывает на статусные различия, на социальные роли, которые Я может играть в обществе. Но оно отказывается назвать имя Я. Не обнаружив себя в социуме, Я обращается к языку в поисках своего имени. Но и язык отказывается дать Я имя. Отсутствие имени в языке заставляет Я вернуться к самому себе. Лишь именуя себя, Я может найти свое имя и сделать свою речь полной. Поименованный другим не может встретиться с самим собой. Его речь всегда будет пустой. Чтобы речь стала полной, нужно каждому говорить от своего имени. Интеллектуал слишком содержателен, чтобы дать себе имя. Он недостаточно пуст, чтобы встретиться с самим собой. Власть дает ему статус и отнимает у него Я, лишая его тем самым собственной речи. Поэтому интеллектуал в качестве поименованного другого принужден все время говорить, чтобы скрыть то, что ему нечего сказать, что его речь пуста. Любая остановка речи показывает его пустоту, а также показывает отсутствие у него уже сознания.

6. Современный интеллектуал - это даже не интеллигент, не критически мыслящая личность, не герой. Ведь интеллигент - это человек, который своими личными качествами залатывает дыры в плохо работающей социальной машине. Поскольку в России всегда плохо работала социальная машина, постольку ей всегда были нужны герои, интеллигенты. В Европе социальная машина хоть и чихала, но работала. Поэтому ей нужны были не интеллигенты, а интеллектуалы, профессионалы.

Интеллигенция не самое удачное изобретение русской истории. Первые интеллигенты просуществовали недолго, ибо ушли в политический терроризм. Советская интеллигенция оказалась заражена страстью к наживе. Одна ее часть растворилась на рынке, другая - объявила себя в качестве интеллектуалов.

В современном умонастроении России доминируют не философы и даже не интеллигенция, а эксперты, интеллектуалы. Если интеллигенция хотя бы обживала смысловые поля европейской философии, отчего, правда, страдала интеллектуальной беспочвенностью, то интеллектуалы не нуждаются в воображении. Им достаточно событий и опыта, которыми они обессмысливают любые смыслы.

Резюмируя, я скажу, что сегодня все зависит от того, обессмыслят ли смыслы события, и тогда победит интеллектуал. Или же смыслы лишат события их событийности, и тогда победит человек мыслящий, адекватным способом существования которого является молчание. Молчать может лишь тот, кому есть что сказать. Среди тишины повседневности каждому станет ясно, что интеллектуалом быть неприлично.

       
Print version Распечатать