От инициатив к стратегии

Во вторник, 17 ноября, в здании «Александр-Хаус» прошел очередной круглый стол. На этот раз мероприятие было приурочено к недавнему Посланию президента России Федеральному Собранию РФ. Соответственно, круглый стол назывался «Новая политическая стратегия Дмитрия Медведева» и на нем обсуждались те новации, автором которых выступил президент России Дмитрий Анатольевич Медведев и которые он озвучил в своем Послании.

Мероприятие, организованное под эгидой Русского института и издательства «Европа», собрало немало интересных людей. В зале присутствовали члены Общественной палаты Глеб Павловский и Иосиф Дискин, депутат Государственной Думы Владимир Плигин, глава ЦИК Владимир Чуров, сопредседатель партии «Правое дело» Георгий Бовт, политолог Алексей Пушков и многие другие.

Едва ли стоит подробно рассматривать все, что было сказано в конференц-зале «Александр-Хауса» в этот день, поскольку сказано было много, и полемика между гостями подчас достигала серьезного накала, который снимался умелым руководством модератора встречи Глебом Павловским. Как кажется, намного важнее было бы остановиться на тех темах, которые были подняты в ходе круглого стола. А темы следующие: движущие силы модернизации, реальность «модернизационного большинства», риски стратегии Дмитрия Медведева и демократизация муниципальной и региональной политики.

Подобное многообразие заявленных для обсуждения тем могло быть сведено к двум вопросам – новшествам в региональной политике и модернизация. Впрочем, безусловно, первый из крупных блоков мог быть сведен ко второму, поскольку новшества региональной политики – это часть обширной программы модернизации политической системы, начало которой было положено предыдущим посланием Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ.

Модернизация и ее перводвигатель

Тема модернизации, которая выступила квинтэссенцией Послания президента страны, так или иначе затрагивалась всеми участниками круглого стола. Каждый выступающий посвятил ей хотя бы несколько слов. Впрочем, некоторые этим не ограничивались, рассматривая только тему модернизации. Таковым было, например, выступление известного теоретика модернизации Иосифа Дискина, который не преминул заметить, что задолго до выступления президента перед Федеральным Собранием РФ отстаивал необходимость именно демократической, ненасильственной модернизации (в качестве примера ненасильственной модернизации, он привел пример Сингапура, чем вызвал громкие возражения). Впрочем, приоритет Дискина в исследовании возможностей ненасильственной модернизации никто не оспаривал. Всех намного более волновала тема двигателя отечественной модернизации.

Кто же будет выступать ее двигателем? И здесь мнения разделились. Одни, например Алексей Пушков, утверждали, что в настоящее время этим двигателем является только президент, который вынужден преодолевать косность и бюрократического аппарата, и партийных органов, и бизнес-сообщества, и самого общества. Многие Пушкову возражали, заявляя, что в каждой из названных сфер – политике, экономике, гражданском обществе – присутствуют силы, на которые Дмитрий Медведев может опереться в своей нелегкой борьбе за модернизацию страны. Эти силы как раз и формируют «медведевское большинство», которое в строгом, арифметическом смысле таковым не является. Иными словами, медведевский посыл объединил тех, кого называют креативным классом и кто действительно творит историю нашей страны в настоящий момент своими каждодневными усилиями. Это «медведевское большинство» обречено оставаться меньшинством, несмотря на все усилия. Причина этого таиться в его природе. Креативностью, к сожалению, не все одарены в равной мере. Как следствие, креативный класс «медведевского большинства» должен будет тянуть за собой все остальное общество, заряжая его своей пассионарностью.

Впрочем, на это Глеб Павловский отметил, что президент Медведев едва ли хочет становиться президентом меньшинства. Наоборот, его амбиции как политика простираются намного дальше. Цель Дмитрия Медведева – стать президентом большинства и вести это большинства к будущему величию, о чем и было заявлено в Послании. С этим пассажем главы Фонда Эффективной Политики согласились все присутствующие.

О региональной политике

Практически все присутствующие отметили, что та часть Послания 2009 года, которая касается модернизации политической системы России на региональном уровне, является логическим продолжением реформ на федеральном уровне, инициированных Посланием 2008 года. Глава ЦИК объяснил это тем, что возглавляемое им ведомство в течение двух лет поставляло исполнительной и законодательной властям огромные массивы задокументированной правоприменительной практики, позволившей создать последовательную стратегию создания демократической России, или более точно – по возвращению реальной политики в регионы. Только такой путь может заставить общество реализовывать проект, предложенный властью, сделать так, чтобы общество и власть смотрели в одну сторону.

На это Глеб Паловский отметил, что он бы предпочел жить в стране с более скучной политической жизнью, поскольку излишняя живость иногда слишком нервирует. Впрочем, продолжил он, подобное восприятие обусловлено возрастом, который неизбежно делает даже самых радикальных революционеров консерваторами.

Таковы были две основные темы, рассмотренные в рамках круглого стола «Новая политическая стратегия Дмитрия Медведева». Единогласный же вывод, к которому пришли участники обсуждения, гласил: предстоят огромные перемены, а общество должно быть к ним готово, более того, оно должно откликнуться на эти перемены, иначе инициативы Дмитрия Медведева останутся только инициативами.

       
Print version Распечатать