От Путина к...? Спокойного транзита власти не будет

Grigoriev Maxim

По своему смыслу и значению документы такого уровня, как Послание президента законодательному органу страны, сильно отличаются от любых других текстов. Надо учитывать, что это не столько авторский текст конкретного человека, сколько документ отдельного института в рамках политической системы государства - президентской власти. Разные части послания готовятся различными группами и инстанциями в разное время. Степень внимания, уделяемого различным вопросам в тексте, в определенной мере дает информацию о балансе этих инстанций в рамках политической системы. На все это накладывается политическая воля и индивидуальный стиль самого президента.

Такие документы, как Послание президента Федеральному собранию, безусловно, один из инструментов политического управления в государстве. Уникальность его в том, что между высшим уровнем государственной власти и рядовыми людьми устраняются все посредники, речь идет о "прямом обращении к народу России". Несмотря на это, разные люди в зависимости от своих взглядов будут по-разному воспринимать идеологию документа такого уровня. Это особенно важно с учетом того, что с момента предъявления Послания оно в каком-то смысле перестает принадлежать авторам - "идея овладевает массами". В связи с этим возрастают требования к правильным вариантам (именно вариантам - во множественном числе) его прочтения.

Предложим читателям один из таких вариантов. Одно из важнейших политических решений, впервые представленное именно в Послании ФС РФ, - решение об объявлении моратория на исполнение Россией "Договора об обычных Вооруженных силах в Европе". Этот Договор был подписан во времена существования Варшавского договора и означает для России то, что "на территории собственной страны мы ограничены в вопросах дислокации Вооруженных сил общего назначения". На протяжении многих лет, даже во время "обострения ситуации в Чеченской Республике", Россия выполняла условия этого договора. С учетом изменившейся политической ситуации - вступление в НАТО новых государств - выполняла практически в одностороннем порядке. Решение о моратории по своему значению фактически провозглашает новые принципы международной политики России. Мы объявляем приоритет наших национальных интересов над какими-либо соглашениями и начинаем явно связывать наши действия с "характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки" (прямое указание на связь между решением о моратории и началом подготовки размещения американской системы ПРО в Европе). Мы переходим от деклараций к конкретным шагам, в том числе в военной и политической сфере: "В этой связи вопрос заслуживает (и я бы даже сказал - требует) обсуждения в ОБСЕ в рамках военно-политического измерения этой Организации. Пора наполнить деятельность ОБСЕ реальным содержанием. Повернуть Организацию лицом к проблемам, действительно волнующим народы Европы, а не искать только "блох" на постсоветском пространстве. Кстати, мы поддерживаем кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ. И надеемся, что председательство Казахстана позволит придать работе этой организации необходимый позитивный импульс". Слова В.Путина ясно означают еще один новый принцип: мы начинаем активно и инициативно использовать доступные для нас инструменты и рычаги в международных институтах. Долгое время Россия, оставаясь членом ряда международных структур (таких как ОБСЕ), не только не пыталась использовать их в своих национальных интересах, но фактически оплачивала их работу против них. Фактически именно провозглашение этих новых принципов - примат национальных интересов и одновременные шаги (ключевое слово - одновременные) в практической плоскости - являются центральной частью первой части Послания, от которой в единую логическую цепь выстраиваются другие его смысловые элементы. Кстати, именно этим принципом давно и последовательно руководствуются США: например, стало невыгодно - спокойно и с достоинством вышли из договора по ПРО.

Нет сомнений, что появление этого нового подхода вызовет соответствующую реакцию ряда иностранных государств. Целый ряд смысловых компонентов первой части послания связаны именно с ясным пониманием этой реакции и ее последствий руководством России. Процитирую президента России: "Прямо скажу - не всем нравится стабильное, поступательное развитие нашей страны. Есть и те, кто, ловко используя псевдодемократическую фразеологию, хотел бы вернуть недавнее прошлое. Одни - для того, чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство. Другие - чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности. Растет и поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела".

Это означает одну простую вещь - "Спокойного транзита не будет". Прошу перечитать. Сделать паузу. Подумать. Перечитать еще раз. Не будет спокойных выборов в Государственную думу, не будет спокойных выборов президента, не будет спокойного перехода власти - транзита. Это трезво и ясно понимают, к этому готовы - жертвовать национальными интересами страны ради собственного спокойствия не будут. Это важнейший вывод первой части Послания.

Это понимание ситуации и принятое решение ясно отражено с самого начала послания. Фактически в нем уже описана та борьба смыслов и идей, которая развернется к концу года, перечислены основные обвинения и даны направления "идеологических атак", которые будут задействованы: "обвинение в отходе от демократии в избирательной системе", "обвинение в авторитарной централизации власти", "обвинение в отходе от демократии в неправительственном секторе" и т.д. Там же даны и ответы на эти обвинения, приведены аргументы и конкретные цифры, которые в определенной мере - на уровне смыслов - нейтрализуют эти обвинения (конечно, другую сторону смыслы волнуют мало, но они важны для народа страны). По избирательной системе президент России В.Путин говорит: "Напомню, что предстоящие выборы в Госдуму впервые пройдут по так называемой пропорциональной системе. ... Подчеркну, мы осознанно пошли на этот, по сути, революционный шаг, по-серьезному демократизировали избирательную систему. ... Как показывает практика, в условиях пропорциональной системы у оппозиции появляется возможность расширить свое представительство в законодательных органах власти. И я легко могу доказать это на примерах, на статистике. ... Добавлю, что при отмене минимального порога явки избирателей (о чем, помнится, мы много спорили) политическая активность не снизилась, а была даже выше, чем в предыдущих избирательных кампаниях. Убежден, новый порядок выборов не только усилит влияние партий на формирование демократической власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними. А следовательно - будет укреплять и улучшать качество российской политической системы". По централизации власти: "Один из главных критериев политической культуры и развития общества - это увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня. Только за последний год субъектам Федерации были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также - в вопросах занятости населения. Со следующего года региональные органы власти должны приступить к реализации полномочий в области охраны и управления памятниками истории и культуры федерального значения". По неправительственному сектору: "В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов - добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России уже около 8 млн. человек. Все это - реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества".

С концептуальной точки зрения основное содержание борьбы идей и смыслов, которая развернется к концу года, описывается следующим образом: "демократизаторским лозунгам" В.Путин противопоставляет "объединяющие нас моральные ценности и общую систему нравственных ориентиров".

С помощью исторических аналогий президент России характеризует роль этих лозунгов: "Если посмотреть, что происходило в прежние, давние времена, то увидим, что в эпоху колониализма говорили о так называемой цивилизаторской роли государств-колонизаторов. Сегодня на вооружение берутся демократизаторские лозунги. Но цель одна - получение односторонних преимуществ и собственной выгоды, обеспечение собственных интересов".

В.Путин описывает и контуры того, что будет концептуально противостоять этим лозунгам: "Хотел бы отметить, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических и политических отношений".

Продолжение следует.

       
Print version Распечатать