"Основы" геноцида культуры

«Вам не страшно?
И мне не страшно.
Страшно будет потом. Живым».
Александр Блок, 1921 год, Петроград.

«Основы государственной культурной политики» - документ в духе времени. Он точно отражает представления о культуре сторонников путинского режима. Недавно ощутивших столь острый приступ средневекового «земельного голода», что просто взяли и отобрали у соседней страны полуостров. Под лозунгами защиты своих «соплеменников и единоверцев», в эпоху высоких технологий и глобализации, в ХХI веке.

Из-за неизбывной потребности «показать Западу» и амбиций «великой державы», Россия упала в прошлое - в карантин от цивилизованного мира, вместе с еще несколькими неофеодальными образованиями…. И поскольку этот геополитический кошмар вызвал у соотечественников приступ восторга, энтузиазма и патриотизма, следует всерьез задуматься о том, каков же дух этого смутного времени? Что ждет нас там, за псевдосредневековым горизонтом? Короче говоря, какой образ будущего вдохновил соавторов «Основ»?

Только почему-то нам не говорят, что же это за «группа товарищей». Идеологи пожелали остаться анонимными. Может быть, их имена и есть ответ на этот «пазл», как элегантно выражается нынешний министр культуры?

Глубину одичания, которую демонстрирует стиль и система аргументации наших новых «культурных основ», трудно даже измерить. Достаточно сказать, что «осново»-положники возводят фундаменталистскую нетерпимость и отрицание толерантности в принцип своей будущей культурной политики. Они прямо объявляют русских титульной нацией, утверждая, что «русский народ является “государствообразующим”». Общественно-вредные «системы ценностей, несовместимые с существованием данного общества» должны искореняться, чтобы не портить «национальный культурно-цивилизационный код», а государство должно защищать «духовно-культурную матрицу народа», ну и как там это дальше, у Геббельса? В целом, направление размышлений понятно: кровь и почва. Хотя, конечно, идеологи этого проекта – люди современные. Они слышали о генетическом коде и смотрели фильм «Матрица», который, судя по всему, произвел на них сильное впечатление. Оставляя в стороне интересный вопрос о том, как планируется измерять «национальный код» – с помощью анализа крови или генеалогии? – вернемся к вопросу о том, какой конкретно сценарий будущего вдохновляет группу безымянных «культурологов».

Поскольку ценности, которые будет защищать политика РФ в отношении культуры, как заявлено в документе – христианские и православные, а миссия по защите соотечественников и соверцев во всем мире уже легла в основу геополитической доктрины РФ, то мысль о Москве - Третьем Риме приходит в голову сама собой. К этому следует добавить еще один важный новый принцип - отказ от «либерально-западнического» видения истории и культуры России. Как лапидарно выражаются скрывающие свои имена соавторы: "краткой формулировкой данной позиции является тезис: Россия не Европа"».

Как уже догадался проницательный читатель, коллективный портрет анонимных идеологов готов: это одичавшие в кремлевских коридорах от жажды власти евразийцы, провозвестники «светлого средневекового завтра» на просторах РФ, а также крайне правые русские националисты со Старой площади, столь исступленные затянувшимся периодом либерализма в российской истории, что даже власть пока побаивается показывать их публике. Население, конечно, уже прошло серьезную подготовку, но Первому каналу еще предстоит немного с ним поработать. И если моя интуиция верна, то можно с определенной долей уверенности прогнозировать, какое именно общественное устройство ждет нас в том будущем, где «Основы» станут государственной политикой.

Прокремлевские евразийцы, в отличие от Мединского и скрытных патриотов со Старой площади, давно откровенничают о том, какие представления популярны за кремлевской стеной о политическом устройстве общества, о сохранности и неделимости которого так печется документ. Они - о возвращении к сословному строю, где знать будет отделена от безгласных и бесправных, лишенных гражданских свобод холопов. Где всякий будет от рождения точно знать свое место, а страной по-прежнему будут править, передавая власть по наследству, 50 семейств, связанных круговой порукой. Православие превратится не только в государственную религию, но и в единственный институт культуры. А сама культура сведется к толкованию православных догматов. И уж в этом будущем точно не будет никаких либерально-западных, «чуждых русскому духу» новшеств - демократии, отделенного от церкви образования, свободной прессы, свободы совести и слова.

Чтобы читатель не понадеялся на длительную протяженность по Фернану Броделю, в которой будут происходить эти перемены, не тешил себя иллюзиями, что «на его век хватит», хочу напомнить, что еще в 2006 году пророческий роман Владимира Сорокина «День опричника», повествующий о превращении России в отрезанную от мира сословную монархию по образцу правления Ивана Грозного, смотрелся смелой интеллектуальной провокацией. В 2007, когда я писала свою книгу «Готическое общество: морфология кошмара», мне казалось, что надо немного сгустить краски, чтобы тем сильнее задеть читателей за живое, чтобы показать черты грядущего кошмара, проступающие сквозь обжитую повседневность. Мне хотелось заставить читателей задуматься о том, что происходило с нами и со страной, в которой мы жили… Задуматься об одичании нравов и власти в обществе, вскормленном победившей памятью палачей и взращенном на реабилитации сталинизма. О том, как нравственный и социальный кошмар крепчает в стране, где зона и коррупция становятся основой общественной жизни, а гражданин – «ботвой» для «братвы». Что умиление соборностью и средневековой Русью, наряду с попранием ценностей Европейского гуманизма, рискуют обернуться готическим кошмаром.

Сегодня трудно поверить, насколько изменилась страна за истекшие 7 лет. Хотя политика была вполне систематической и методичной: сначала путинский режим зачистил бизнес, потом прессу, потом историю, и вот, наконец, дошли руки и до культуры. Как же стремительно происходит падение России в ее безотрадное, псевдосредневековое, антидемократическое будущее.

И последнее. Очень хочется повесить на здании министерства культуры плакат: «Русaзийцы! Руки прочь от великой культуры и ее наследия!»

       
Print version Распечатать