Опора Президента

Встреча Дмитрия Медведева с «Единой Россией» важна, говоря казенным языком, в плане «формирования атмосферы взаимопонимания». В данном случае это определение действительно отражает суть дела – потому что изначально, пожалуй, этой атмосферы в отношениях президента и «ЕР» не было.

Если вспомнить отчеты о первых встречах президента Медведева с руководителями «Единой России», то проблемы во взаимопонимании явно существовали.

В дальнейшем ситуацию удалось исправить. Скорее всего, существенную роль в этом сыграло рабочее сотрудничество Медведева с руководством «Единой России» по ротации губернаторского корпуса, а также несколько форумов, подобных прошедшему.

Сам факт проведения такой работы достаточно ясно свидетельствует: президент, который явно задумывается о собственной политической опоре, видит в таковом качестве не новую партию либо коалицию партий, а именно «Единую Россию». Но такую «Единую Россию», которая демонстрировала бы способность к обновлению. В этом смысле кажется немаловажной прозвучавшая мысль о формировании острой политической повестки, на основе тех проблем, которые реально волнуют общество. В частности, был приведен пример позитивного публично-политического сотрудничества «ЕР» и Президента по проблеме роста тарифов ЖКХ. До сей поры «Единая Россия» реагировала на подобные темы только тогда, когда уже невозможно было не реагировать, как случилось в Калининграде. И исключительно вслед за лидерами государства.

Президент дал понять, что он видит в партии более активную, более инициативную силу, которая может выстраивать самостоятельную политическую повестку. А политическая повестка всегда содержит в себе определенный конфликт. Этот акцент, прозвучавший в выступлении Медведева, отнюдь не является само собой разумеющимся.

Другой акцент, который также сложно назвать самоочевидным, - это, пожалуй, изречение касательно 140 долларов за баррель, которые станут для нас катастрофой. Президент показывает, что он, по стилю своего мышления, не является бухгалтером и бюрократом, которого беспокоит только ликвидность и текущий баланс бюджета, а является политиком, который искренне ориентирован на определенный реформистский курс. Но это одновременно и признание того, что государству недостает инструментов в проведении нужного курса. Одного желания диверсифицировать экономику мало, нужна своего рода обреченность на развитие. Т.е. всеобщее осознание ситуации, при которой модернизационным усилиям нет приемлемых альтернатив. При которой цена бездействия оказывается недопустимо высока. И об этом президент говорит уже не впервые.

Вполне понятны слова Медведева о том, что «ЕР» нужно уделять повышенное внимание кадрам на региональном уровне. Не секрет, что в ходе мартовских выборов проявилась достаточно неприятная для «Единой России» тенденция. А именно, ситуация, когда партия проигрывает из-за того, что принимает ошибочные кадровые решения. Принимает – под влиянием тех или иных аппаратных, клановых интересов и продавливает всей мощью административной машины, игнорируя местное общественное мнение. Хотя есть примеры и эффективной работы на местах с лидерами доверия, которые кооптировались в партию и укрепляли ее позиции.

В общем-то, Медведев напомнил федеральной партийной бюрократии, что подчас стоит поступиться собственными клановыми интересами, интересами своих «клиентов», своих подопечных на местах в интересах партии в целом. Об этой проблеме в «ЕР», конечно, знают, но, как обычно, без импульса сверху решить ее не могут.

* * *

Стоит отметить, что в этом диалоге с Единой Россией Президент не только приобретает, но и закрывает для себя определенные возможности. Например, возможность дистанцироваться от некоторых непопулярных правительственных реформ, поддержанных «Единой Россией».

В последнее время Медведев, в ряде выступлений, принял на себя непосредственную ответственность за те реформы, которые встречают глухой ропот и сопротивление в обществе. Я имею в виду реформы образования и вооруженных сил. Они негативно воспринимаются, прежде всего, профессиональной средой, т.е. теми, кого они касаются в наибольшей степени. Но эта среда достаточно обширна и значима в плане формирования общественного мнения. На встрече с Единой Россией Президент принял на себя публичную ответственность за еще одну потенциально весьма непопулярную реформу – реформу бюджетных учреждений.

Как и премьер-министр, он развеивает опасения по поводу введения платности образования. Но ведь это не единственное, что уже сегодня вызывает в обществе тревогу, а завтра может вызвать серьезное недовольство. Помимо «потребителей» услуг бюджетных учреждений, есть еще и сами бюджетники. Федеральное правительство, очевидно, устало от проблем этой многочисленной и социально уязвимой категории населения. Поэтому сочло за благо переложить ответственность за их решение не только на иные уровни власти – это было и раньше, – а на сами бюджетные учреждения, которые получают большую самостоятельность. Ответственность федерального центра за бюджетную сферу страны в целом принципиально размывается.

Возможно, остроту финансовых проблем бюджета таким путем можно снять. Но остроту политической проблемы – вряд ли.

Потому что население не воспринимает аргументы руководства страны, когда оно говорит о том, что некий вопрос «Х» – это сфера ответственности не федерального центра, а муниципальных или региональных властей (такого рода тезисы периодически звучат, например, в ходе прямых линий Владимира Путина с телезрителями).

В России существует сфера публичных благ и публичных обязательств, которая напрямую связывается населением с обязанностями государства, а государство, в свою очередь, напрямую связывается именно с федеральным центром, а не с множественными уровнями власти. Конечно, это обстоятельство можно списать на дефицит политической и правовой культуры в обществе, но на самом деле это вполне адекватное восприятие существующего положения вещей. Все-таки именно федеральный центр контролирует критически важную часть ресурсов страны – финансовых, природных, производственных, налоговых инструментов и так далее, и «децентрализовывать» ответственность было бы справедливо только параллельно с децентрализацией ресурсов.

       
Print version Распечатать