Образование едва сводит концы с концами

17 октября в Госдуме в первом чтении будет принят интегрированный закон «Об образовании в РФ». Сомнений в этом нет никаких, несмотря на то, что в тот же день рассматривается альтернативный, социально ориентированный закон – «О народном образовании». Одним из главных авторов второго закона является зампред думского Комитета по образованию, Олег Смолин.

Если в «официальном» законе все направлено на экономию бюджетных средств, то в альтернативном – на бесплатное среднее образование, на сохранение прежнего числа бюджетных мест в вузах, на реальное повышение зарплат учителей и вузовских преподавателей, на сохранение сельской школы и начального профессионального образования… Впрочем, кое-что из смолинского закона министр образования Дмитрий Ливанов одобрил. Но насколько одобрил? Лакмусовой бумажкой для власти окажется то, что из альтернативного закона будет включено в закон правительственный. Не вызывает сомнений одно: главная линия «партии» на тотальную экономию, безусловно, сохранится.

Семь процентов - против десяти в Бразилии

Может быть, самые бурные дискуссии вызывает тема, связанная с финансированием образования. В альтернативном законопроекте «О народном образовании» говорится, что доля расходов консолидированного бюджета на образование должна составлять не меньше семи процентов ВВП (сейчас – около 3,5 процента). А доля расходов федерального бюджета на высшее образование - не менее семи процентов от расходной части федерального бюджета. Олег Смолин объяснил: «Цифру «семь» мы взяли не с потолка. И дело даже не в том, что, по данным мирового банка, в Советском Союзе семь процентов выделялось на образование в 1970-м году, при колоссальных военных расходах и при колоссальных социальных обязательствах… Бразилия сейчас имеет, в отличие от нас, 5,3 процента от валового внутреннего продукта на образование и ставит задачу к 2020 году довести до 10 процентов! Мы 10 не просим (нам хотелось бы, конечно, 10), но семь – это тот минимум, без которого модернизацию не осуществляло ни одно государство. И у нас не будет модернизации, если не будет реального увеличения расходов на образование».

Сколько получает преподаватель вуза

Федеральный бюджет на образование будет сокращаться: с 627 миллиардов в 2013 году до 592 миллиардов в 2015-м. Минфин утешает тем, что большая часть затрат на обучение детей перейдет в регионы; и в итоге общий объем бюджета образования даже вырастет. Правда, тут необходимо уточнение: нужно, чтобы регионы, большинство из которых – дотационные – эти деньги нашли.

Только некоторую часть нынешних статей расходов на образование государство оставляет за собой. Прежде всего, это деньги на повышение зарплат педагогам федеральных образовательных учреждений. Плюс к этому – социальные доплаты нуждающимся студентам, учащимся только на «хорошо» и «отлично». Деньги должны быть выделены и на проект «Глобальное образование» (лучшие студенты отправятся на учебу в зарубежные университеты).

Но в остальном ситуация сильно ухудшится. Финансирование среднего профессионального образования к 2015 году сократится с 5,6 миллиардов рублей до 3,5 миллиарда. Есть сомнение и в том, найдутся ли средства на повышение зарплат вузовским преподавателям (указание было дано Президентом). На заседании Комитета образования Госдумы Олег Смолин сказал: «в печать попали заключения аудиторов Счётной палаты, согласно которым как раз денег на повышение заработной платы педагогам высшего профессионального образования в бюджете нет. Говорят, положено по 50 миллиардов рублей в год, но их нет. Спрашивается, как будет повышаться заработная плата педагогов высшего профессионального образования в 2013, 2014, 2015-м годах»?

Аудитор Счетной Палаты Сергей Агапцов назвал бюджет очень «напряженным». Например, «в 2012 году на повышение зарплаты профессорско-преподавательского состава подготовлены и распределены средства в сумме 2,65 миллиарда рублей. Но, по данным того же министерства, в целом вот по этому направлению необходимо 5,5 миллиарда рублей. То есть не хватает почти трех миллиардов. Соответствующая информация о дополнительной потребности министерством направлена в Минфин России. Но на данный момент решение пока ещё не принято. И мы в затруднительной ситуации, как здесь оценить, хватит или не хватит».

Сергей Агапцов вообще заявил, что «есть серьезные риски финансирования раздела «Образование». Доля ВВП, выделяемая на эту сферу, упадет с нынешних 4,8 процентов до 3,8 процентов в 2015 году. А поддержка региональных образовательных программ практически прекратится. Да и повышение зарплат педагогам может не состояться: на второй квартал этого года обещанной всем учителям страны средней зарплатой по экономике могут похвастаться лишь учителя 14 территорий. А с 2014 года в регионы передадут и доплаты за классное руководство. Понятно, что не все регионы эти деньги найдут, а где-то они будут уменьшены. Регионам передали и расходы по дистанционному обучению детей-инвалидов.

Центр прекращает финансирование многих целевых федеральных программ. А поддержка регионов из Центра теперь идет лишь по тем из них, которые остались. Это не слишком густо: общая сумма в 2014–2015 годах составит лишь 28 процентов от нынешних вложений.

Председатель думского Комитета по образованию Александр Дегтярев признал, что «образование едва сводит концы с концами». Но на всякий случай добавил, что обязательства государства будут выполнены. «Хотя цифры и не вселяют иллюзий относительно возможности развития системы образования».

       
Print version Распечатать