Обезбашенная хроника

Средство передачи сообщения само является сообщением (Маршалл Маклюэн)

Тема терактов 11 сентября будет будоражить Америку еще очень долго. В этом плане новый фильм "Монстро" заполняет большую лакуну - он показывает схожие события, за которыми только слепой не узрит сентябрь 2001, глазами обычных жителей. И если кадры CNN, транслировавшиеся всеми каналами были сняты профессиональными телевизионщиками, то в вышедшем фильме "просто показывается" пленка любительской кинокамеры.

Теракт в прямом эфире в 2001, когда за 18 минут, составившими паузу между атаками самолетов на здания ВТЦ, все ведущие телекомпании переключились на прямой эфир, британская газета Observer назвала "самым гротескным и мощным пиар-трюком в истории человечества". Ранее новостные каналы прибегали к практике показа съемок террористических актов и действий боевиков, используя материал, снятый непосредственно стороной эти античеловечные действия производящей. 11 сентября стало новой вехой в этом направлении, когда

западные СМИ по скорости получения информации и выдачи ее в эфир, сравнялись и даже превзошли террористов. Те, по крайней мере, не смогли бы обеспечить такое качество изображения, и столь оперативный и широкий доступ к СМИ. Телевидение стало столь актуальным, и приучило к этому своих зрителей, что уже не выглядит нелепо недавний случай, когда пожилая шотландка увидев по телевизору эпизод из фильма, где на ныряющую пару напали акулы, вызвала к ним спасателей (которые даже выехали на место происшествия в составе отряда спасателей, лодки и вертолета). Но снимать длительное и масштабное действие, каким может быть теракт, с позиции одной любительской камеры сложно, так как оператору технически невозможно обойти все места, где он происходит и находится одновременно в нескольких точках, чтобы это все получилось связанным между собой. Так вот режиссер Мэтт Ривз смог все это вышесказанное соблюсти, создав последовательное действие, охватывающее все стадии показанного в фильме инцидента, и подав это со всеми особенностями любительской съемки.

Данный проект - детище продюсера Джей Джей Абрамса, известного по сериалу "Остаться в живых" ("Lost"). Рекламная кампания проекта, который долгое время не имел названия (!), заслуживает особого упоминания, ввиду своего новаторства и связью непосредственно с фильмом. Еще летом прошлого года появился сайт, на котором началась своеобразная игра-квест, связанная с содержанием фильма. Эта интернет-игра в том числе включала в себя ролики псевдоновостных телепередач на разных языках, включая русский (!).

Сравнивая эти сообщения, и находя в них расхождения и дополнения, пользователи сети со всего мира сообща постепенно находили новые сведения о содержании фильма и всему, что предшествовало действию. В псевдо-СМИ, к примеру, шла речь о разрушенной буровой платформе в Атлантическом океане. Игра не ограничивалась одним сайтом - квест направлял подсказки на другие созданные ресурсы по всему миру. В России, кстати, этот бум вызвал появление нескольких псевдосайтов игры, на которые даже стали ссылаться новостные агентства. Подобная раскрутка проекта привела к тому, что он стал популярен задолго до премьеры. Даже наши прокатчики решились на редкий шаг - передвинули российскую премьеру, вместо обычного для таких дел - четверга (24 января) на пятницу - 18 число - день первого показа "Монстро" во всех странах. Это лишнее подтверждение формы картины, приближенной по актуальности к новостным программам, из-за потери шести дней которой, можно серьезно недобрать кассу позже. С художественной стороны получившийся фильм смотрится очень достойно и предельно достоверно, учитывая еще и небольшой бюджет (около 30 млн. дол.).

На Манхэттен нападает гигантское чудовище, появившееся одновременно с потерпевшим там же аварию нефтяным танкером. Группа молодых людей, находясь на вечеринке, становятся свидетелями событий, чьими последствиями становятся уничтожение района. Они проходят по городу, - по самой опасной его части, надеясь спасти подругу, находящуюся в эпицентре трагедии, разворачивающейся прямо на глазах...

Первыми же титрами зрителю сообщают, что показывающаяся запись есть пленка, найденная на месте, "ранее известном как Центральный Парк". Тем самым сразу становится понятно, что такого места больше не существует. Однако это не убивает интригу, потому что следуя неписанному закону Голливуда главный герой здесь не умирает. А выживает он потому что это не человек - а камера! Именно этот неодушевленный предмет является главным героем картины, легко подчиняя себе человека, даже не ропщущего против такого расклада. Камера снимает даже тогда, когда ее оператор гибнет. В финале, после того как герои погибают мы вновь видим их живыми в более ранней съемке, что лишний раз подтверждает всемогущество медиа. Люди в "Монстро" вообще лишены значимости как очевидцы. А в некоторых местах картины происходящее часто снимается ими на мобильные телефоны, что подчеркивает медийную значимость события как такового, и проигрыш человеческого восприятия этой медийной составляющей. В фильме есть несколько моментов, когда действующие лица осознанно рискуют жизнью, продолжая снимать в самых опасных условиях и комментируя это следующим образом: "Люди должны увидеть как все рухнуло!"

Для пущего эффекта достоверности в начале фильма мы видим набор кадров из бытовой жизни молодого обывателя. Запись трагических событий наложена на другую, - поездка влюбленной пары в Кони-Айленд, снятая месяцем раньше. Объясняется это тем, что готовясь снимать вечеринку, берут уже записанную кассету и кадры поездки влюбленных иногда проскакивают на экране. Также немаловажно то, что человек с обратной стороны камеры, на чьем счету большая часть хронометража пленки, - не просто непрофессионал, а тот, кто впервые взял в руки камеру. Создатели фильма основательно потрудились над тем, чтобы как можно больше обезличить фигуру оператора, в том числе способом его частого актуализирования. По сюжету (который и сюжетом

назвать сложно), людей, производивших съемку как минимум пятеро, не считая иногда делающей это самостоятельно камеры. Стиль любительской съемки заставлял реального оператора картины снимать с учетом потенциальных ошибок построения кадра, свойственных непрофессионалам. Но получилось в итоге здорово, без злоупотреблений, что сказывается на усилении эффекта присутствия, достигающего у зрителя в зале фантастического масштаба.

Политически обыгрываемых метафор в фильме предостаточно. Так, первыми действиями чудовища, названного нашими прокатчиками "Монстро", стали обрушение Крайслер-билдинга и отрывание головы у Статуи Свободы, которая - голова, конечно, а не статуя сама - изрядно пролетев, приземляется рядом с героями картины. Кадр обезглавленного символа демократии США уже задолго до премьеры был растиражирован на афишах, но в фильме не переходящие ни во что плечи статуи показываются лишь однажды, многозначительно высвеченными из темноты прожектором полицейского вертолета.

Чудовище, которое неуязвимо для обстреливающей его армии, практически не показывается крупным планом до самого конца картины, - режиссер, вернее "народные операторы", дают посмотреть только фрагменты его тела. Но все же, вопреки высоким жанрам, в конце концов знакомство с тварью происходит. Полноценный кадр головы животного обходится "создателям" малобюджетного блокбастера жизнью "оператора": увидеть Зверя и умереть.

Но Монстро - это еще не все зло. С тела чудовища сыплются на землю мелкие твари (шахиды?), которые нападают и кусаются. С шахидами же этих милых созданий роднит то, что их человеческие жертвы в случае успешного покусания разлетаются на мелкие кусочки.

В отличие от практики обычной демонстрации (глядя из обратной перспективы фильма, способ показа события 09/11 - это настоящая де-МОНСТР-ация) события 09/11, в фильме присутствуют многочисленные жертвы. Телекомпании отказались пускать в эфир кадры с погибшими и выпрыгивающими из башен-близнецов людьми, тогда как Ривз восполнил этот нарочитый документальный пробел СМИ, не зашедших шесть лет назад так далеко. "Кинематограф после 09/11" предельно аккуратно подходил к проблеме отображения самолетов-таранов: Оливер Стоун в своем фильме "Башни-близнецы" показал лишь тень от самолета. Документалист Майкл Мур, создатель "Фаренгейт 911", говорил о трагедии на фоне черного экрана. Здания ВТЦ вымарывались из уже готовых после 11 сентября фильмов, чтобы не травмировать психику зрителя.

В новом фильме запрет демонстрации как жертв, так и убийцы нарушен, разумеется за счет эвфемизации события: чудовище поставленное вместо самолетов окупает зрелище трупов.

В "Монстро" Америка вновь бередит свою рану, но делает это довольно деликатным образом.

"Монстро"

Cloverfield
Режиссер Мэтт Ривз
В ролях Майкл Сталь-Дэвид, Майк Фогель, Лиззи Каплан
США, 2008

       
Print version Распечатать