Нужна эффективная организация государственных структур

От редакции. Сначала страна изнемогала от жары. Теперь она страдает от последствий масштабных пожаров. Кто виноват во всем этом? Государство, не проводившее должных профилактических работ? Общество, не способное вовремя мобилизоваться? Леса, которые так легко воспламеняются? На вопросы РЖ о пожарах и их далеко идущих последствиях отвечает известный историк и публицист Борис Соколов.

* * *

Пожары – это, несомненно, стихийное природное бедствие, а вот как с ними бороться – это большая государственная проблема.

Происходящее с погодой в последнее время вряд ли можно напрямую связывать с глобальным потеплением. Ведь в то время, когда в одних регионах температура существенно выше нормы, в других, например, в Южной Америке, она существенно ниже. Не исключено также, что происходящее с погодой в северном полушарии вызвано извержением вулкана в Исландии, что спровоцировало частный по месту и времени парниковый эффект.

Пожары высветили неспособность как федеральных, так и местных властей оперативно и эффективно реагировать на стихийные бедствия. Система пожаротушения на местах за последнее десятилетие была разрушена вследствие централизации. Очевидно, необходимы, в частности, реформы МЧС с возможной заменой его руководителя-долгожителя, и предоставления местным властям больше финансовых и материальных средств борьбы со стихийными бедствиями. Реформа же МЧС должна идти по пути децентрализации, разукрупнения подразделений и создания службы предупреждения пожаров и других стихийных бедствий на местах. Пожары и другие стихийные бедствия должны выявляться на ранней стадии, когда с ними еще можно бороться.

Я полагаю, что к борьбе с пожарами такого масштаба в равной мере оказались не готовы и государство, и общество. И государственные органы, и местное население, прежде всего, ждут, когда пожары прекратятся в силу естественных причин, и ограничиваются только обороной крупных населенных пунктов. Время борьбы с пожарами было безнадежно упущено, и теперь остается лишь пассивная оборона и ожидание перемены погоды.

Если же оценивать вклад местной и федеральной власти, то преимущество, несомненно, будет на стороне федеральной власти, но только потому, что она располагает значительными средствами для тушения пожаров, тогда как местная власть их почти полностью лишена. Авторитарная вертикаль власти сильно ограничила инициативу как органов власти на местах, так и общества, и это не могло не сказаться на эффективности борьбы с пожарами.

Не думаю, что власть допустит, чтобы стихийно возникающие объединения людей в борьбе с пожарами превратились в постоянный фактор политической жизни. Да и вряд ли эти объединения сохранятся после того, как стихия успокоится. Можно предположить, что после того, как пожары минуют, власти в бюрократическом рвении будут создавать на местах разного рода добровольные пожарные дружины, но эти дружины, скорее всего, будут существовать только для бумажной отчетности. Для эффективной борьбы со стихийными бедствиями нужна, прежде всего, эффективная организация государственных структур, к которым самодеятельность масс может быть лишь приложением. Сомневаюсь, что нынешняя российская власть способна обеспечить такую организацию.

       
Print version Распечатать