Новые запросы общества

На разных исторических этапах любое государство, в том числе и Россия, сталкивается с новыми вызовами и угрозами. Причем наша страна всегда отличалась высокой амплитудой этих угроз.

Когда мы жили в суперимперии, в Советском Союзе, они были в основном внешние, связанные с конфронтацией двух систем. Когда СССР не стало – на передний план вышли совершенно иные угрозы, большая часть которых была сконцентрирована внутри страны. Причем, если в 90-е годы общество всерьез опасалось экономического коллапса, распада страны, ценностно-идеологического раскола, не говоря уже о войне в Чечне, которая, казалось, никогда не закончится. Сегодня большинство этих угроз ушли на периферию общественного внимания.

Сегодня большинство угроз, во всяком случае, в восприятии населением связано с последствиями включения России в глобальную экономику, с кризисом, с дряхлеющей социальной инфраструктурой, с экологией и другими аспектами качества жизни, уровнем благосостояния. И, естественно, очень многое связано с какими-то личными переживаниями: безопасность, боязнь одиночества, боязнь за будущее детей и так далее. Конечно, этот пакет трансформируется, меняется в зависимости от вновь возникающих обстоятельств, особенно, если они попадают в фокус внимания медиа.

Например, в 2008 году серьезную обеспокоенность вызвала ситуация на Кавказе, война с Грузией и возможность резкого ухудшения отношения с Западом; сегодня эта угроза фактически ушла. Так же как и резкое неприятие большинства стран Европы и Америки, поддержавшие в этой войне Грузию. Сегодня отношение к этим странам вернулось к ситуации до 2008 года и носит в целом позитивный характер.

Необходимо отметить, что та или иная конфигурация вызовов и угроз может приводить к различным результатам. Например, в конце 90-х сформировалась такая их концентрация, что в конечно счете она привела к формированию общественного запроса на прямое, «ручное» управление. Это была реакция на тот хаос, в том числе, и управленческий, который был в России в постдефолтный период. И во многом приход Путина был обусловлен этим запросом даже в ущерб демократическим правам и свободам. Люди готовы были пойти на некоторые ограничения во имя стабильности и безопасности. Пик этих настроений совпал с событиями в Беслане, а после этого можно говорить об изменении тренда общественных настроений.

Опросы последних лет говорят о том, что люди начинают понимать, что сильный Президент и сильное Правительство не в состоянии решить имеющиеся в стране проблемы, при недееспособности других институтов власти, а также структур гражданского общества. Поэтому можно сказать, что сегодня есть запрос не столько на сильное, сколько на эффективное государство. Если, допустим, разваливается социальная инфраструктура (медицина, образование, наука и культура), если некому тушить пожары, бороться с преступностью и т.п., то только «закручивая гайки», эту ситуацию не изменишь.

Отчасти с этим связано и изменение понимания россиянами сути демократии. Если 15-20 лет назад превалировал ценностно-нормативистский взгляд на демократию, т.е. какая она должна быть в идеале, и являлась в каком-то смысле замещением идеи коммунизма, то в настоящее время – превалирует инструментальный подход.

Никого уже не устраивает просто факт наличия в стране выборов, парламента, судебной системы, политических партий, профсоюзов и других формальных атрибутов демократии. Все хотят, чтобы функционирование этих институтов было наполнено реальным содержанием. Иначе говоря, есть запрос на «работающую демократию», ориентированную на идею общего блага, эффективность которой определяется степенью влияния демократических институтов на политику властей, динамикой уровня и качества жизни, социальной защищенностью граждан, масштабами коррупции, реальным обеспечением личных и коллективных прав и свобод граждан.

Выражаясь афористически, россиянам нужна демократия не по праздникам – подобно тому, как в советское время выборы назывались «праздниками демократии» и отмечались в календаре красным цветом, а на каждый день.

Самая главная проблема сегодня – то, что элита и общество смотрят на происходящее в России разными глазами. Причем это касается как восприятия места России в мире, так и того что происходит внутри страны. Например, все элитные группы, как властные, так и оппозиционные, фокусируют внимание на демократии исключительно в сфере политики и выборных процедур. Любые разговоры о том, что помимо политических прав и свобод, есть еще и социальные, трактуется чуть ли ни как призыв к возврату в «тоталитарное прошлое», к этатизму и патернализму. Как следствие мы имеем фактически «вывод» из демократического оборота корпоративный сектор, сектор экономики.

Между тем, человек не может быть свободным, иметь собственное достоинство, если на работе, где он проводит большую часть времени, его мнение никого не интересует, где он нередко сталкивается с бесправием. А потом, выйдя с работы, он опять становится полноценным гражданином. Так не бывает. Из демократии не может быть изъятий.

Сегодня все больше свидетельств формирования в России «элитистской демократии» - демократии для немногих, когда население рассматривается лишь как покупатель «политического» товара, предлагаемого ему элитами.

Если говорить об экономической сфере, то можно сказать, что корпорации представляют сегодня серьезный вызов демократии. Но во многих странах уже давно найдены средства противодействия этой угрозе. Это – сама демократия. В любом капиталистическом обществе существует тысячи частных эгоистических интересов, включая интересы крупных магнатов, олигархов, бизнесменов и так далее. Именно демократические институты как раз и призваны трансформировать эти частные интересы в то, что называется общим благом. Только в этих условиях крупные корпорации ведут себя прилично. Потому что они понимают, что если будут пытаться распространять свое влияние на те сферы, где общество не хотело бы их присутствия, то получат отпор. Кроме того давно уже существуют везде, кроме России, механизмы демократизации самого корпоративного сектора, в виде компаний соучастия, активной деятельности профсоюзов и так далее.

В условиях, когда многие политические институты, сформировавшиеся еще в начале прошлого века находятся в глубоком кризисе, важную роль начинает играть новые формы самоорганизации граждан. Появляются они и у нас в виде движений «одного требования». Это крайне важно, учитывая низкий уровень солидаризма россиян. Такие формы участия в отличие от «большой политики», не требуют каких-то существенных затрат (временных, материальных, организационных) и поэтому востребованы, прежде всего, активной молодой частью общества, позволяя при этом вовлекать в общественно-политическую жизнь новые группы и слои населения.

       
Print version Распечатать