Несколько слов об "общих институтах"

В статье президента России, приуроченной к 50-й годовщине подписания Римских договоров об образовании ЕЭС (впоследствии - Евросоюза), которая была опубликована в ряде зарубежных изданий 25 марта, высказано мнение относительно общего вектора дальнейшего развития отношений между Москвой и Брюсселем.

Наиболее емко это мнение выражено в приведенной в статье цитате нынешнего премьер-министра Италии Р.Проди о том, что "у ЕС и России может быть общее все, кроме институтов".

Выраженная в такой яркой фразе концепция, безусловно, заслуживает более пристального внимания уже потому, что дает ответ на измучивший российских политиков и экспертов вопрос о том, куда должна повернуться "лицом" Россия - к Европе (и в целом на Запад), к Азии или же продолжать пытаться смотреть, подобно двуглавому орлу, в обе стороны одновременно. Совершенно очевидно, что эта концепция предполагает европейскую парадигму развития Российской Федерации, позиционирование нашей страны на международной арене в качестве цивилизационно европейской державы.

Споры о том, насколько такой стратегический выбор для нас выгоден и оправдан, видимо, продолжатся, однако для начала следует более тщательно разобраться в том, что именно кроется за фразой, высказанной уважаемым итальянским политиком несколько лет назад.

Для начала необходимо учесть то, чьи именно уши воспримут тезис об "общности во всем, кроме институтов". Среди них обязательно будут и уши многих представителей 100-тысячной армии евробюрократов, которые наверняка истолкуют эту фразу по-своему. (Здесь следует подчеркнуть, что это высказывание Р.Проди было сделано им в момент, когда он еще возглавлял Европейскую комиссию.) В результате может повториться ситуация с энергетической хартией.

Дело в том, что выраженное российским президентом несколько месяцев назад мнение о том, что в хартии "есть положительные элементы", было воспринято Брюсселем в качестве сигнала для начала массированного давления на российскую сторону. Цель этой кампании, которая продолжается до сих пор, - добиться если не ратификации Москвой Договора об энергетической хартии и Транзитного протокола к ней, то хотя бы переноса всех элементов хартии о свободном доступе к российским запасам энергоносителей и инфраструктуре их транспортировки в будущий базовый договор Россия-ЕС.

То же может произойти и с идеей "общности во всем, кроме институтов". В словаре Брюсселя этот тезис однозначно воспринимается как формула гармонизации нормативно-правовой базы, принципов, стандартов и "ценностей" того или иного государства с теми, что приняты и действуют в Европейском союзе. Именно так - не "сближение" на некой средней основе (что в принципе невозможно, поскольку предполагало бы изменение законодательства ЕС, насчитывающего сотни тысяч страниц), а односторонний переход на базу и принципы Евросоюза.

Нисколько не умаляя передовой по целому ряду направлений характер законодательства, наработанного "Единой Европой" на протяжении пяти десятилетий, следует, однако, четко понимать, чем может обернуться его перенос в специфические культурно-исторические и социально-экономические условия России. Это особенно важно потому, что вторая часть тезиса - "кроме институтов" - недвусмысленно трактуется в Брюсселе как невозможность участия в органах, в которых согласовываются и утверждаются нормативные документы ЕС.

По сути, формула бывшего председателя Еврокомиссии подразумевает следование России примеру Норвегии или Исландии - государств, которые "платят" за право свободного доступа на общий рынок Европейского союза 90-процентным копированием законодательства, принципов и стандартов ЕС. Эти страны не только не имеют права голоса при принятии "Единой Европой" тех или иных решений, но еще и ежегодно выплачивают "членские взносы" в сотни миллионов евро.

Именно с таким подходом Брюсселя, похоже, столкнутся российские переговорщики, когда (и если) начнется работа над новым международно-правовым документом об основах и принципах отношений Россия-Евросоюз, поскольку от лица Евросоюза переговоры будет вести как раз Комиссия ЕС.

Кто знает - может быть, углубленный анализ покажет целесообразность такого подхода и на его основе удастся убедить российскую общественность и бизнес в том, что подобный вектор развития принесет ощутимые выгоды для страны и ее экономики. Но только это будет уже другая страна - страна, потерявшая большую часть своей цивилизационной, политической и экономической идентичности.

И не будем забывать, что такое "слияние в экстазе" с Евросоюзом (в роли ведомого и без права голоса) неизбежно скажется на восприятии нашей страны в остальном мире, прежде всего в Азии. России уже не удастся позиционироваться в различных форматах диалога и сотрудничества не только вдали, но и в непосредственной близости от своих границ в качестве самостоятельной силы.

На таком фоне уместно упомянуть о выпущенном на днях российским МИДом программном документе о стратегии развития внешних связей Российской Федерации. В нем, в частности, совершенно оправданно ставится задача перенести акцент во взаимоотношениях с Европейским союзом с дискредитировавшего себя диалога Москва-Брюссель на сотрудничество со странами - членами ЕС по двусторонней линии. Остается только пожелать, чтобы этот верный подход был реализован в ходе предстоящих переговоров с евробюрократами, которых как раз и придется "выводить за скобки", оставив им подобающую роль технического исполнителя решений, принимаемых Москвой вместе со столицами стран Евросоюза.

       
Print version Распечатать