Неединственность Русской Православной Церкви

Довольно жесткие cлова Познера как никогда пришлись ко двору. В обществе наблюдается нарастание недовольства существующими программами социализации, не только церковными, но и государственными. В этой ситуации, конечно, текст Познера был довольно предсказуем. Рано или поздно кто-то бы не выдержал. И этим "кем-то" оказался Познер. Если бы им оказался кто-то другой, то мы бы сейчас обсуждали кого-то другого.

При этом позиция Познера, на мой взгляд, грешит излишней онтологизацией. То есть вроде бы Познер знает истину, а другие ее не знают. Интересно и то, что фактически такая контррелигиозная точка зрения в последнее время практически не была представлена. Если посмотреть объективно, тексты, подобные интервью Познера, это доказательство того, что у нас реализовывается переход общества в теологическую сферу.

Между тем, со светской точки зрения Русская Православная Церковь – это только одна из более чем 60 религиозных организаций, которые представлены в России. Кроме РПЦсуществуют множество других православных церквей. В светском обществе они обладают такими же правами на исповедание своей веры и культуры, как, собственно, и РПЦ МП.

Процесс клерикализации несомненно происходит. Более того, из фундаменталистской фазы он перешел в фазу спокойную, поэтому фактически невидимую. Оценивать мы можем это по-разному. Если мы анализировать его как ученые, тогда нам следует его немедленно изучать, чем, в частности, религиоведы и занимаются. Интерпретировать его мы можем и как граждане: тогда клерикализация может нас удовлетворять или нет. Здесь возможны разные точки зрения. Но, как я уже говорил, перекос влияния одной из религиозных организаций России, ее претензии на предельную традиционность и подлинность для уха современного скептически настроенного человека звучат довольно странно.

На данный момент такого повального принятия дисциплины основы православной культуры, которого опасалось общество, нет. Есть шесть возможных модулей. В том числе, это основы истории мировых религий, основы светской этики и четыре профессиональных модуля, которые соответствуют православию, буддизму, исламу, иудаизму – тем конфессиям, которые по преамбуле к закону о свободе слова и совести, о религиозных объединениях, названы фактически традиционными. То есть, имеется некая уступка наиболее традиционным религиозным организациям российским и в то же время возможность для конкретной школы и, может быть, для конкретных учеников сделать реальный выбор.

       
Print version Распечатать