Неапостольское послание

"Товарищ волк"
Ежегодное послание президента Российской Федерации, к которому западная пресса обычно равнодушна, на этот раз порадовала репортеров обильным содержанием "мяса". На следующий день наиболее цитируемыми репликами Путина из этого послания по нашим наблюдениям стали следующие:

"Как говорится, "товарищ волк знает кого кушать". Кушает и никого не слушает. И слушать, судя по всему, не собирается".

"Куда только девается весь пафос необходимости борьбы за права человека и демократию, когда речь заходит о необходимости реализовать собственные интересы? Здесь, оказывается, все возможно, нет никаких ограничений".

"Чем сильнее будут наши Вооруженные Силы, тем меньше будет соблазн такое давление на нас оказывать, под каким бы предлогом оно ни проводилось".

Реплика Владимира Владимировича о волке, который "кушает и никого не слушает", предполагает лишь одну разумную интерпретацию: речь идет о "большом личном друге" российского лидера - американском президенте Джордже Буше. О том самом, который, по его собственному признанию, когда-то "сумел заглянуть в душу президента России" и ответить на вопрос: "Who is Mr. Putin?" Естественно, в западной печати ремарку о "злом волчине" однозначно оценили, как свидетельство небывалого ухудшения российско-американских отношений.

Вообще говоря, современная дипломатическая риторика все больше начинает напоминать начало ХХ века, когда крупнейшие правящие династии Европы поддерживали исключительно близкие и дружеские отношения, в значительной мере являясь родственниками, что ничуть не мешало им втайне готовить друг другу убийственные удары. Похоже, российский президент стал более ясно осознавать реальное положение дел и истинную цену "личной дружбы" между руководителями соперничающих держав. "В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и, что крайне опасно, его распространению на зону наших жизненно важных интересов", - констатирует он, отмечая, что часто расширение зоны влияния конкуренты России (читай американцы) пытаются осуществлять за счет российских интересов.

В контексте текущей политики реплика Путина, возможно, отражает желание поскорее определиться с отношениями с США, которые полны парализующей двусмысленности. Возможно, российский лидер предпочел сам начать расставлять точки над "и" вместо того, чтобы ждать, когда это начнет делать его "лучший друг". Это также больше соответствовало тому наступательному стилю, который в последнее время пытается демонстрировать Путин на международной арене. После столь резкого заявления было бы достаточно логично предположить, что Россия не собирается проявлять какой либо уступчивости по таким вопросам, как иранский, белорусский, грузинский, украинский и приднестровский.

Президент в своем послании также еще раз упомянул об искусственном торможении вступления России в ВТО. Поскольку США - единственная из обладающих независимой внешней политикой стран-членов ВТО, которая пока не выразила согласие на вступление туда России, можно понять, что США пытаются увязать свое согласие с широким кругом политических вопросов. Нетрудно догадаться также, что среди этих вопросов доминирует иранский. Сообщив об этой вынужденной задержке, Путин несомненно порадовал многочисленную армию работников перерабатывающих отраслей, принеся "благую весть" о том, что банкротство их предприятий, очевидно неспособных выдержать натиск транснациональных корпораций, отодвигается, по крайней мере, на несколько лет. Не подымая избитый вопрос о целесообразности вхождения России в ВТО, заметим, что такая отсрочка предоставит предприятиям последнюю возможность для консолидации активов и повышения своей конкурентоспособности. Путин также оправдался перед той частью российского бизнес-сообщества, которое считает, что только выиграет от максимально быстрого вступления страны в ВТО: это в основном сырьевые отрасли и металлургия.

Северная хитрость
При обилии в послании признаков достаточно сильных внешнеполитических интенций, остается неясным, есть ли при нынешнем состоянии ВС у России возможность проводить активную политику в той зоне жизненных интересов, о которой говорил президент. Хроническая неготовность России к войне именно тогда, когда она случается, - давно стала печальным правилом российской истории, независимо от характера режима. Президент, правда, пообещал, что Россия сможет вести несколько войн одновременно: глобальную региональную и сразу несколько локальных, однако не уточнил сроков готовности. Неясно, какая северная хитрость, или по выражению Путина - "интеллектуальное превосходство", - тут было бы достаточно, чтобы подготовить страну к тем войнам, которые ей угрожают сейчас, а не к тем, которые были в прошлом или будут через пять или десять лет.

По крайней мере, если воспринимать ее дословно, позиция Путина выглядит двусмысленно. С одной стороны он хвалит США за их высочайший, в абсолютном выражении в 25 раз больший, чем у России, военный бюджет и за политику "мой дом - моя крепость": "И молодцы. Молодцы!"

С другой стороны, для России он явно ищет некий "третий путь":

" Но, понимая всю остроту этой проблемы, мы не должны повторять ошибок Советского Союза, ошибок эпохи "холодной войны" - ни в политике, ни в оборонной стратегии. Не должны решать вопросы военного строительства в ущерб задачам развития экономики и социальной сферы. Это тупиковый путь, ведущий к истощению ресурсов страны. Это тупиковый путь".

Соглашаясь с этим, следует добавить: повторять ошибок СССР, безусловно, не стоит, однако не стоит и добавлять новые ошибки. Ведь "в ущерб задачам развития экономики и социальной сферы", кроме избыточного наращивания военных мускулов, не следует делать еще очень много вещей, которые продолжают совершаться или делались совсем недавно. Среди вещей, которые не следует делать в ущерб народу и экономическому развитию, есть и такая задача, как "сдерживание инфляции". Будучи поставлена в столь же ультимативной форме, как в советские времена ставилась задача "догнать и перегнать" Запад в военном отношении, идея "обуздания инфляции" стала "идеей фикс" и до последнего времени оборачивалась "обузданием доходов" самых бедных слоев населения при создании параллельно тепличных условий для мультипликации крупнейших капиталов, душила национальный спрос и национальное потребление.

Было бы странно, если бы президент забывал о "задачах развития экономики и социальной сферы", когда его министр финансов откачивает живые деньги из экономики, и вспоминал бы о них лишь тогда, когда речь идет о потребностях армии. Ведь развитие ВПК помимо своего прямого предназначения обеспечения безопасности имеет также и ту положительную сторону, что обеспечивает "эффект отдачи": общее стимулирование технологической и экономической сферы, а также доходы в виде экспорта высокотехнологической военной продукции, сохранение рабочих мест и градообразующих производств.

Президент далее пытается убедить нас, что, несмотря на колоссальный финансовый диспаритет с основными соперниками, можно надежно обеспечить безопасности России: " Конечно, можем, конечно". Путин объясняет, что "ответы должны быть основаны на интеллектуальном превосходстве", быть ассиметричными и менее затратными.

Путин предлагает изучать врага, заранее определять его планы. Но очевидно, что для того, чтобы знать о противнике все, нужна хорошая разведка. А ее разваливали по крайней мере 10 лет, и о ее настоящем состоянии общество может только догадываться. Во всяком случае, не секрет, что со спутниковой разведкой положение не блестящее, и оно ухудшилось даже в сравнение со временами правления Ельцина. Откуда возьмется "интеллектуальное превосходство", тоже непонятно. По этому поводу вспоминается циническая шутка: "если ты такой умный, где твои деньги?" Воистину, остается опять уповать на "северную хитрость"...

Президент с нескрываемой горечью говорит о том, как ему в 1999 году пришлось посылать "необстрелянных пацанов" в Чечню, поскольку оказалось, что в стране не хватает боеготовых соединений. Как так получилось, что в стране с более чем миллионными вооруженными силами, было некому воевать, и почему из этого следует, что в Чечню надо было отправлять необстрелянных молодых солдат, а не солдат второго года службы? Путин этого не объяснил. Непонятно также, кто был виноват в такой ситуации: военное командование, политический режим, или сами солдаты. При столь поверхностной критике и отсутствии персонально ответственных у народа есть все основания подозревать, что ситуация может повториться.

Таким образом, президент так и не раскрыл ту "северную хитрость", которая позволит России сохранять стратегический баланс, несмотря на колоссальную разницу в военных усилиях. Очевидно, очень не хотел, чтобы "буржуины" узнали нашу "Великую тайну": как в стране с менее эффективной, чем на Западе, экономикой и деморализованным, разлагающимся от коррупции обществом обеспечить более эффективное, чем у "буржуев", вложение каждого оборонного рубля? Почему бы для начала не поднять процент расходов на военные нужды в составе ВВП хотя бы до уровня США или Великобритании, также осталось непонятным: ведь речь идет всего ничего о полутора-двух процентном росте расходов в составе экономики, которая задыхается от избытка доходов.

Впрочем, некоторые конкретные сроки развития ВС РФ президент все-таки указал. Так, например, он сообщил, что к 2011 году будет сформировано около 600 частей и соединений постоянной готовности . Речь, таким образом, идет о серьезной и долгосрочной программе. Проблема, однако, в том, что ни один президент не может твердо обещать чего-либо, что произойдет после окончания его каденции. Кроме того, гром может грянуть на пару лет раньше, чем Россия будет готова принять его удар, что с пугающей повторяемостью демонстрирует русская история. Остаются также неясными механизмы общественного контроля в сфере безопасности. Они могли бы придать обществу большую уверенность в том, что власть хотя бы делает все, что в ее силах для того, чтобы избежать повторения трагических событий прошлого. А пока что народу предлагается принять слова президента на веру.

Туннель в Европу
Кроме беспрецедентно откровенного, хотя и выраженного эзоповым языком, разговора об отношении к политике США, Путин традиционно затронул и отношения с другими державами. Как обычно, на первое место были поставлены отношения со странами СНГ. На втором месте достаточно подробно были затронуты современные принципы политики России по отношению к Европе. Об остальных партнерах России, включая США, Китай, Индию, сказано лишь вскользь, в одном предложении. Столь явно построенная иерархия может служить ничем иным, как свидетельством продолжающегося европейского крена политики России и одновременно признаком явного снижения ожиданий московского руководства в отношении развития отношений с Вашингтоном.

Вообще говоря, последние 300 лет история отношений России и Европы выглядит примерно следующим образом: Россия всеми силами пытается прорубить окно в Европу, а европейцы в свою очередь стараются его поплотнее законопатить. Непонятно, почему некоторые считают, что именно теперь ситуация должна измениться, однако усилия обеих сторон продолжаются с неослабной силой. Про "общеевропейское пространство" мы постоянно слышим еще со времен Горбачева. За это время "европейское пространство" значительно расширилось, но Россия так и не получила возможности к нему присоединиться. Это не было бы столь серьезно, если бы столь явная и плохо объяснимая с точки зрения декларативного прагматизма " европофилия" не отвлекала Россию от чрезвычайно важного для нее вопроса поиска союзников на Востоке, то есть там, где русофобия пока не диктует политическую логику правящих элит.

Выбирать в главные деловые партнеры страны противостоящей геополитической коалиции НАТО - это также "неожиданный" и "загадочный" ход. Хотя, возможно, это еще одна "северная хитрость", которой так опасаются европейцы, тревожащиеся по поводу своей растущей "энергозависимости" от России. Возможно - из того набора "интеллектуальных мер" и "асимметричных ответов", который должен, по мнению президента, обеспечить России надежную защиту от любого потенциального противника. Вместо "окна" у нас будет "труба" и одновременно туннель...

В этом смысле интересно вспомнить недавние слова Путина, произнесенные на пресс-конференции по итогам визита канцлера Германии Меркель. Тогда президент оправдывался перед западными журналистами за попытки России диверсифицировать экспорт энергоресурсов, начав продавать их на Восток. Оказывается, в этом виноваты сами европейцы, назойливо поднимающие вопрос "энергозависимости". То есть, надо понимать так: ценовой выигрыш вследствие расширения рынка сбыта в Азии для России не в счет: если бы Европа не стала искать себе новых "энерголюбовников", Россия и дальше продолжала бы с готовностью продавать Европе энергоресурсы по заниженным из-за отсутствия альтернативного рынка ценам. Европа слушает и верит. Ай, да, Путин! Ай, да, "северная хитрость"!

О главном: любовь и деньги
Феерическая догадливость Сергея Иванова, снайперски точно из зала угадавшего тему "главной части послания", стала настоящей изюминкой представления, внеся долгожданную разрядку и оживление присутствующих. Этой темой оказалась "любовь, женщины, дети...", а точнее: демографическая ситуация в стране. В президентском послании фактически дан старт новому национальному проекту, который можно условно назвать "Демография". С познавательной точки зрения было бы интересно понять, как принималось решение по принятию этой программы, и почему ранее она выпала из списка национальных проектов, который утверждался относительно недавно. Наиболее простой из ответов: "хорошая мысля приходит опосля", - представляется нам одним из самых вероятных. Другая возможная причина: неуверенность власти в итогах предстоящих выборов растет, и поэтому она решила отступить о своей обычной скупости и кинуть избирателям еще один кусок. Следующий вариант ответа: предвыборная тактика партии власти состоит в том, чтобы растянуть гражданам "удовольствие", превратив предвыборные два года в сплошной "карнавал" национальных проектов. В последнем случае нас наверняка ожидает в оставшееся до выборов время еще немало подобных "инноваций".

Несмотря на то, что приступить к реализации этого нового направления намечено в кратчайшие сроки: с 1 января 2007 года, программа рассчитана на долгосрочную перспективу:

"Разумеется, для реализации всего вышеназванного плана потребуется большая работа и просто огромные деньги. Прошу просчитать нарастающие по годам обязательства государства и обозначить срок действия программы не менее 10 лет, имея в виду, что по его истечении государство должно будет принять решение исходя из экономической и демографической ситуации в стране".

Как видим, сроки реализации главных идей послания в принципе значительно выходят за рамки нынешнего президентства Путина, поэтому его нельзя воспринимать никак иначе, чем предвыборное. Предвыборное в самом положительном смысле, поскольку для большинства населения период предвыборного "популизма" - единственная предоставляемая демократическим режимом легальная возможность в масштабах всей страны отвоевать себе хоть немного тех благ, которые в межвыборный период завоевываются более близким к рычагам власти и влиятельным меньшинством. В этом смысле можно сказать, что своим посланием Путин дал неофициальный старт кампании по выборам в Думу 2007 и президентским выборам 2008.

Формально говоря, Путин не может пообещать реализацию своих планов в полном объеме, но может ее начать, продемонстрировав способность правящей команды осуществлять собственные проекты. В дополнение к этому, недвусмысленно, хотя и неявно, гражданам страны предлагается поучаствовать в их воплощении у избирательных урн: естественно, голосуя за партию власти и за "преемственность курса".

Одно из важнейших направлений нового экономического курса: оживление больших отраслей российской промышленности:

"Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Разумеется, мы рассчитываем на рост предпринимательской инициативы во всех секторах экономики и будем создавать для этого необходимые условия. Но мощный рывок в вышеназванных, традиционно сильных для страны областях - это наш шанс использовать их как локомотив развития".

Про необходимость концентрации усилий государства именно в ключевых отраслях, где Россия была сильна уже во времена СССР, говорили давно и упорно множество авторов, в том числе и Ваш покорный слуга. Это - фактический возврат к политике стимулирования традиционных отраслей промышленности - тех, которые, по разумению либералов 90-х, должны были издохнуть, а на земле, обильно унавоженной их обломками и костями работников индустриальной сферы, должно было быть воздвигнуто сияющее здание "постиндустриальной экономики".

Такую мифическую, порожденную фантазией идеологов экономического либерализма, экономику построить, конечно, не удалось. И непонятно, существует ли она где-нибудь вообще - разговоры о ней в мире с ростом цен на энергоресурсы заметно поутихли, а основные мировые игроки занимаются тем, что пытаются защитить свои традиционные промышленные отрасли от иностранной конкуренции. Зато первая часть замысла - эвтаназия российской индустрии - либералам удалась на все 100 процентов, и благо теперь у нас есть, чем заняться в ближайшие десятилетия, восстанавливая разрушенное советское наследие... А вся "постиндустриальная экономика" в России пока выразилась лишь в том, что некоторые, цитирую Путина: " пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан".

Другая важная и быстродействующая мера, отмеченная в послании: форсированное завершение программы конвертизации рубля с 1 июля 2005. Это решение, как и решение об открытии в ближайшем будущем мировой торговли российскими сырьевыми ресурсами на местных биржах, были отнесены специалистами к наиболее быстрореализуемым шагам , могущим, однако, повлечь серьезное повышение статуса российской экономики и самой России. Впрочем, остается "за кадром", почему ряд мер по организации торговли энергоресурсами без иностранных биржевых посредников не были сделаны уже давно . Не имея дополнительной информации, трудно предположить что-либо иное, кроме эффективного лоббирования своих интересов соответствующими западными структурами, заинтересованными в сохранении своего монопольного положения. В любом случае, посреднические деньги будут теперь оставаться в России, а цены на российскую нефть марки "Урал", которые все время были несправедливо занижены, вполне возможно приблизятся к цене на арабскую нефть. Зачем это нужно простому российскому избирателю - отдельный большой вопрос. Денег в стране и так избыток, но пока что они идут "мимо кармана". Возможно, следующий президент догадается, что можно просто меньше качать, получая при этом ту же самую или даже большую выручку. Тогда, по крайней мере, больше энергоресурсов останется потомкам. Тем самым потомкам, гарантировать наличие которых призвана новая демографическая политика Путина.

       
Print version Распечатать