"Не все понимают, что университет может существовать только на основе распространения гуманитарной традиции..."

Ирина Савельева - доктор исторических наук, директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ

"Русский журнал": Ирина Максимовна, ИГИТИ существует с 2002 года. Как он изменился за это время и в каком направлении развивается?

И.С.: ИГИТИ возник как элитарный междисциплинарный институт, в который входили, на мой взгляд, самые выдающиеся в Москве представители разных дисциплин: филологии, истории, социологии, философии, теории культуры. В каком-то смысле это была модель платоновской академии, хотя историку лучше не проводить такие аналогии. Теперь ИГИТИ превращается в довольно активно действующее и научное, и образовательное учреждение. Студентов, слушающих курсы ИГИТИ по истории и теории культуры, в Вышке всегда было много, но сейчас возникло желание реализовать потенциал института в обучении студентов искусству исследования. Сегодня у нас, наверное, две главные задачи: сохранить ИГИТИ как центр, где занимаются именно теоретическими исследованиями, и создать модель индивидуальной научной работы со студентами. В каком-то смысле нам было легче, когда нас было всего восемь человек и каждый представлял свою дисциплину, а в работе со студентами мы просто осуществляли просветительский проект.

РЖ: Но от "платоновской модели" вы также не отказываетесь?

И.С.: Мы стараемся ее сохранить всеми силами, т.е. мы по-прежнему выдерживаем принцип подбора выдающихся специалистов, в том числе молодых. У нас сейчас работают несколько очень талантливых молодых людей, и благодаря этому мы, конечно, расширили поле исследований. Например, такую конференцию, как "История и социология литературных наград и состязаний", пять лет назад мы провести не могли, а теперь у нас есть молодой специалист как раз по текстам (комментарию, истории литературы, классической традиции), которая эти конференции организует. Но выдающихся ученых, которых можно привлечь в ИГИТИ, в поле зрения очень мало.

РЖ: Институт существует при ГУ-ВШЭ, хотя его нельзя назвать гуманитарным вузом. Почему ИГИТИ возник здесь, как это сказывается на его работе?

И.С.: Возник он здесь по прихоти ректора, которая оказалась для нас очень счастливой. Ярослав Иванович захотел, чтобы в этом негуманитарном - в то время совсем негуманитарном - вузе был такой институт. Только поэтому мы здесь и оказались. То, что мы пребываем в негуманитарном вузе, сказывается, конечно. Научное сообщество вокруг ИГИТИ сложилось быстро и независимо от Вышки, но нам было трудно в том смысле, что у нас отсутствовал свой контингент студентов. Сейчас, благодаря появлению философского факультета, появилась перспектива. (Не случайно в следующем году уже 5 сотрудников ИГИТИ будут преподавать на филфаке.) Совсем недавно в ИГИТИ создан Центр фундаментальной социологии, которым руководит профессор А.Филиппов. Для этого центра привлечение студентов к научной, академической работе - одна из основных задач.

РЖ: Применяются ли результаты работы ИГИТИ в ВШЭ или других вузах?

И.С.: Я думаю, что применяются. Во-первых, мы читаем 15 курсов, и наш опыт уже известен даже за пределами России. Курсы эти отличаются от многих курсов, которые читаются и здесь, и в других университетах, тем, что все они основываются на научных проектах лекторов. Преподаватели ИГИТИ пытаются ввести студентов в свою лабораторию, во всяком случае - приоткрыть туда дверь. Во-вторых, все книги, которые мы издаем (а издаем мы много), очень широко используются в учебном процессе по всей России, мы это постоянно видим в списках рекомендованной литературы, в программах курсов.

РЖ: Один из ваших недавних проектов посвящен социально-гуманитарному знанию в университете. Что конкретно вы делаете в рамках этого исследования?

И.С.: Этот проект какой-то бессрочный, сейчас мы его усилили благодаря сотрудничеству с Центром по изучению классической традиции в Варшавском университете. У нас проводится довольно много индивидуальных исследований. Например, профессор А.Полетаев делает работы по статистике образования, в том числе и российского. Профессора А.Руткевич и А.Филиппов регулярно пишут о состоянии гуманитарного образования в России. У меня в следующем выпуске журнала "Вопросы образования" выйдет статья о проблеме школьного исторического образования в Европе и в Америке. Мы с профессором Полетаевым только что сдали книгу, которая называется "Знают ли американцы историю". Она выйдет через год в издательстве "НЛО". Проект по образованию не коллективный, а, я бы сказала, - "суммарный". Состояние образования в России волнует всех.

РЖ: Какие, на ваш взгляд, основные проблемы в этой области?

И.С.: Наверное, если говорить о России, - плохо то, что гуманитарное образование сейчас мало востребовано. Не все понимают, что только на основе распространения гуманитарной традиции университет вообще может существовать как высшее образовательное учреждение. Для новых университетов, которые возникли сравнительно недавно, это особенно острая проблема, ведь для сохранения и продолжения университетской традиции очень важна (может быть, наиболее важна) трансляция культуры университета. Университеты, которые возникли сотни лет назад, выстояли в самые разные периоды, в том числе в советский период. Ни приход новых студентов из рабочих и крестьян, ни смена преподавательского состава не уничтожили традицию университетской культуры, потому что сохранялась убежденность в просветительской миссии университета. В последние годы возникло множество новых университетов, а идея просветительства во многом утрачивает свою привлекательность. В общем, не очень понятно, на чем станет базироваться преемственность университетского образования, если будет утрачиваться дух университета. Не могу говорить об университетах в целом (о том, что там происходит, я знаю понаслышке), но думаю, что это одна из главных проблем, которая стоит перед учебным заведением, называющим себя университетом и желающим таковым остаться. Необходимы сознательные усилия по созданию университетской среды. Когда я говорю "среды", я имею в виду особую культуру взаимоотношений профессора и студента, административного штата и преподавательского состава, вплоть до создания мифов вокруг фигур основателей университета и ректоров, и многое другое.

РЖ: А, к примеру, в Европе и Америке этой проблемы нет?

И.С.: Может быть, какие-то разрушительные тенденции есть, но я думаю, что классический университет может многое выдержать.

РЖ: Недавно ИГИТИ провел студенческую научную конференцию "Научный проект: методы исследования и формы презентации". Довольны ли вы ее результатами и собираетесь ли проводить подобные конференции в будущем?

И.С.: Я не очень довольна результатами, даже разочарована. Как раз эта конференция показала, что студенты разных факультетов и разных курсов довольно слабо представляют себе, что такое научный доклад. Кроме того, я очень недовольна речью студентов. Большая часть студентов вообще не владеют академическим языком, некоторые используют жаргон. Поскольку мы выбирали лучших студентов из тех, которые ходят на наши лекции, это тем более грустно. Во многом по результатам этой конференции мы и решили организовать семинар, который будет посвящен обучению студентов навыкам исследовательской работы. Т.е. на этом курсе мы будем последовательно учить студентов тому, как читать научную литературу, как искать ее, как работать со справочным аппаратом, как писать работы в разных жанрах (эссе, реферат, курсовая). Я, правда, до сих пор сама не понимаю, что такое студенческое эссе с точки зрения жанра.

РЖ: Это новая проблема, почему она возникла?

И.С.: В былые времена студенты могли говорить лучше или хуже, но, во-первых, они не позволяли себе употреблять в академическом общении жаргон, во-вторых, мне кажется, лучше были научены внятно излагать свои мысли. Я думаю, это падение культуры речи связано с тем, что меньше читают, больше слушают и смотрят. Наша речь в целом стала гораздо более скудной и бедной. Даже среди людей высококультурных "норма речи" теперь понижена. А древние считали, что глубине мысли должна соответствовать мощь красноречия.

РЖ: Можно ли эту проблему решить с помощью подобных курсов?

И.С.: Нельзя. Восстановить или поднять уровень культуры речи, в принципе, очень трудно. Тем не менее нужно учить студентов говорить и писать. Результат будет минимальный, но все-таки будет.

Беседовали Евгения Чуб и Степан Морковь

       
Print version Распечатать