Не провалить явку

Наиболее острой темой на выборах 2 декабря 2007 года по-прежнему остается уровень явки, которая на парламентских выборах традиционно (наследие 90-х) превращается в настоящий кошмар для главного избиркома.

Глава ЦИК Владимир Чуров, по сути, оказался лично ответственным за законность проведения выборов и явочные показатели (не путать с явочными квартирами) и даже, как говорят, обещал бороду сбрить в случае провала своей миссии.

Надо сказать, что своевременная отмена порога явки (то есть выборы состоятся в любом случае) ослабила аргументацию ЦИК, призывающего проявить сознательность. Причем границы этой сознательности, по мнению Чурова, должны доходить до 60%. В последний раз этот героический рубеж, напомним, россияне преодолели на президентских выборах в 2004 году, а в 2003 году пришли только 56%.

Раньше был стимул: не придешь голосовать, придется идти еще раз, так как выборы могут и не состояться. Теперь тратить еще один выходной не придется в любом случае... Поэтому с января 2007 года была принята специальная программа информационно-разъяснительной деятельности ЦИК РФ, которая была призвана повысить уровень этой самой явки.

На реализацию программы было выделено 200 млн рублей, в том числе на 32 рекламных "ролика", многосерийный документальный фильм (об автопробеге по памятным местам "становления демократии" в России), серию специальных программ, тематические теле- и радиовикторины, а также публикации в печатных средствах массовой информации.

Контингент, на который в этот раз рассчитывает ЦИК, составляют, по его подсчетам, почти 108 млн человек. Интересно, что данные о численности избирателей - "плавающие", более или менее точные цифры не предоставляет даже Росстат. При небольшом усилии (и при условии падения численности населения России) на начало декабря 2007 года (это результат естественных процессов) вполне можно "подтянуть" численность проголосовавших за счет статистических погрешностей и поймав волну этого сезонного убывания.

Надо сказать, что большую роль в "падении" роли парламентских выборов в сознании россиян сыграло решение Владимира Путина возглавить список "Единой России" и то, что сама "Единая Россия" поспешила декларировать превращение парламентской кампании в плебисцит "за" или "против" главного фигуранта своего предвыборного списка, тем самым политически упростив ситуацию.

Справедливости ради следует отметить, что данная инициатива не нашла положительного отклика у целого ряда власть предержащих (в контексте навязчивой избирательной телерекламы хочется избегать упоминания слова "справедливость").

Похоже, что Кремлем электоральный цикл 2007-2008 годов рассматривается как пошаговая операция. Первый шаг - победа "Единой России". И сразу второй шаг - выдвижение кандидата в президенты от нее же. И третий - победа этого самого кандидата.

Судя по некоторой отстраненности бывших фаворитов гонки (Сергея Иванова, Дмитрия Медведева и других), компанию "путинско-единороссовскому" выдвиженцу составят традиционные претенденты - Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Григорий Явлинский.

Электорат же, судя по некоторым опросам, сделанным не так называемой большой тройкой (ФОМ, ВЦИОМ, "Левада-центр"), практически не просматривает эту "пошаговость" и собирается серьезно голосовать только в марте 2008 года. Кстати, не хотелось бы никого обвинять, но создается впечатление, что "большая тройка" формирует опросную "картинку" так, как ее видят наблюдатели кампании из власти, а не так, как обстоят дела на самом деле.

Озабоченность же Кремля явкой уже вылилась в конкретные меры. Среди них хотелось бы отметить несколько довольно эффективных.

Например, формирование движения "За Путина!", по сути состоящего из поклонников управленческого таланта действующего президента, но по разным причинам недолюбливающих "Единую Россию" как "партию бюрократов". Это довольно нетривиальный ход, сводящий на "нет" политические перспективы "Справедливой России", которая именно так и позиционировала себя в последнее время, после рокового для нее 1 октября. В итоговом документе, принятом на оргмероприятии в Твери, прямо сказано о поддержке решения Путина относительно "единороссов" и содержится призыв к объединению усилий по реализации этого решения. Иными словами: "Идите и голосуйте!"

В связи с этим заслуживает внимания и привлечение к избирательным процессам Русской православной церкви, которая откликнулась на, возможно, безмолвную просьбу Кремля об оказании посильного содействия в повышении явки. Положительный отклик уже озвучил епископ Егорьевский Марк (Головков), зампред Отдела внешних церковных связей Московской патриархии.

Зачем вообще Кремлю так нужна явка?

Скорее всего, как мы уже упомянули, дело касается не столько "Единой России", сколько кандидата в президенты: его (на волне предполагаемого успеха) и должна выдвинуть "партия власти", которая именно для этого, по мнению Путина, обязана получить высокий результат на выборах 2 декабря.

Не стоит удивляться, если весьма результативной "Единая Россия" будет, скажем, в Пермском крае, где список возглавляет Юрий Трутнев. Это и станет, согласно последней "единороссовской моде", своеобразным праймериз.

Скорее всего, из недр "Единой России" извлекут именно его фигуру. Трутнев, как известно, недавно вступил в "партию власти" официально и единственный из министров ушел в отпуск для того, чтобы сосредоточиться на избирательной кампании. Странно!

Трутнев, на наш взгляд, вообще очень подходит под описание будущего президента России, данное Владимиром Путиным постепенно, в ответах на вопросы о преемнике за последние несколько лет. Да и имени его никто еще не называл?

В принципе, такая схема соответствует логике последних политических проектов действующего президента и объясняет оглавление списка "единороссов" гораздо больше, чем малопонятное: "Единая Россия" - лучшее из того, что есть". Так что Путину "Единая Россия" нужна на весьма короткий период времени - чтобы выдвинуть нового президента, делегировав ему свой высокий процент и одномоментно решив вопрос о "политической раскрутке".

       
Print version Распечатать