Настоящий американский идол

Падение финансовых рынков, разумеется, имеет значение для обычных людей. В большинстве развивающихся стран акциями владеют не только богатые, но и многие семьи среднего достатка. Поэтому потери на рынке ценных бумаг напрямую сказываются на их доходах и благосостоянии.

Что касается бедняков, не владеющих никакими акциями, непрямое воздействие на них также может быть значительным. Когда фондовые рынки рушатся, особенно как это происходит в условиях нынешнего кризиса, платежеспособность банков и компаний зависит от объема средств, которыми они владеют. Если эти средства обесценятся, то даже самые платежеспособные компании окажутся перегруженными долговыми обязательствами.

Банки сейчас пытаются укрепить свои позиции, и многие из них перестали предоставлять кредиты. Это заставляет компании сокращать расходы на инвестирование, а доходы пускать на покрытие текущих расходов, что может привести к сокращению рабочих мест.

В нынешней ситуации падение котировок на фондовых рынках – это часть нисходящей спирали, что, безусловно, привело к замедлению роста мировой экономики, вызвало рост безработицы и ухудшение условий труда. Это также негативно скажется на объемах государственных доходов и ограничит возможности для правительств по финансовой поддержке системы социального обеспечения и помощи бедным слоям населения.

Раздававшиеся ранее призывы к финансовой либерализации, вероятно, на какое-то время стихнут, хотя неизвестно, надолго ли. Призывы к большему регулированию и правительственному вмешательству – это типичная реакция во времена кризисов, но, как только кризис пойдет на спад, призывы к реформированию также могут прекратиться. Нынешний кризис, как и финансовые кризисы 1980-х и 1990-х годов, поразившие в основном развивающиеся страны, показывает, что финансовая либерализация зашла слишком далеко. Скоротечные меры в период кризиса обычно не дают адекватных решений, которые предотвратили бы возникновение кризисов в будущем. Для развивающихся стран необходимы по меньшей мере три вещи.

Первое. Финансирование должно быть доступным для долгосрочных инвестиций в производство и не прерываться в периоды спада. Банки развития могут помочь обеспечить долгосрочные и масштабные инвестиции, во многом зависящие от правительственных ресурсов. Коммерческие банки также должны иметь стимул для поддержки инвестиций в сферу производства.

Второе. Финансовое регулирование должно быть усилено. Существующие подходы к регулированию должны соответствовать новым условиям и новым вызовам. Сегодня в большинстве стран банкам приходится усиливать меры предосторожности на случай невозврата кредитов. Таким образом, ужесточаются требования к предоставлению кредита как раз тогда, когда он больше всего нужен. Регулирующие механизмы должны быть направлены на создание резервов в благоприятные времена, чтобы обеспечить устойчивость в тяжелые времена.

Третье. Страны должны вводить должные ограничения на операции с капиталом, чтобы избежать нежелательного и чрезмерного притока капитала, когда в этом нет необходимости, и пресечь внезапные и разрушительный отток капитала.

Очевидно, что сегодня в США применяются те самые меры, против которых возражали МВФ и министерство финансов США во время "азиатского кризиса" 1997–1998 годов, а именно стремление банков выдавать кредиты по сниженной ставке, финансовая помощь банкам и другим финансовым институтам и даже ограничения на краткосрочные операции. Я как-то пошутил, что бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад – это настоящий американский идол, по крайней мере для сегодняшнего министерства финансов США и Федерального резерва.

Развивающимся странам придется выдержать шок, вызванный глобальным финансовым кризисом, который начался в США и в других развитых странах. Финансовые позиции многих развивающихся стран сегодня прочнее, чем они были во время азиатского и латиноамериканского кризисов, поскольку у них больше накопленных золотовалютных резервов и лучшее бюджетное сальдо.

Впрочем, это не означает, что эти страны полностью защищены от кризиса, начавшегося в развитых странах, как утверждают те, кто полагает, что наиболее крупные из развивающихся стран "отрезаны" от экономики США. Финансовый кризис, вероятно, приведет к тяжелому и, возможно, затяжному снижению мировой экономики, а это негативно скажется на ценах на потребительские товары и на иностранных инвестициях.

Кроме того, доллар США, вероятно, продолжит падение. Его быстрое восстановление нынешней осенью вряд ли продлится долго, учитывая огромный торговый и бюджетный дефицит в США. Поскольку основная масса валютных резервов развивающихся стран держится в долларах, те страны, у которых эти резервы велики, испытают и наибольшие потери.

Тем не менее страны с большим положительным сальдо внешнеторгового баланса будут по-прежнему – по разным причинам – покупать казначейские обязательства США. Таким образом они будут и впредь продолжать финансировать растущий фискальный дефицит США, позволяя совершать массированные вливания в экономику.

       
Print version Распечатать