Надо радоваться тому, что есть

От редакции. На своем выступлении в Давосе помимо прочего премьер-министр РФ Владимир Путин сказал и об образовании, сделав упор при этом на международный обмен: "Мы и сейчас - высокоразвитая и высокообразованная нация. Но нам нужно, чтобы российские граждане получали самое качественное и самое современное, востребованное на рынке труда, образование. Такие профессиональные навыки, которые будут широко востребованы в сегодняшнем и в завтрашнем мире. Поэтому мы будем и дальше максимально активно развивать образовательные программы, заниматься обменами, в том числе и международными обменами, создавать условия для того, чтобы лучшие ученые, профессора, преподаватели - независимо от их гражданства и национальной принадлежности - выбирали своим местом работы и жительства нашу страну".

РЖ заинтересовался темой. Практика приглашения иностранных профессоров и преподавателей из других государств существует в России достаточно давно. Но известно об этом немного. Чтобы выяснить, насколько высока эффективность "включения" зарубежной профессуры в российскую образовательную среду, какие форматы международного обмена существуют, каким образом выстраиваются каналы взаимодействия, корреспондент РЖ обратились к руководителю Центра фундаментальной социологии Института гуманитарных и теоретических исследований ГУ-ВШЭ Александру Фридриховичу Филиппову.

* * *

Если система приглашения профессоров будет поддерживаться государством, то, конечно, сыграет свою роль. Не в последнюю очередь это зависит и от экономических возможностей вузов.

Кроме того, в этих приглашениях нужна разборчивость. Ведь непонятно, кто может давать отчетливые рекомендации. Кроме того, от качества вуза зависит качество приглашаемых им западных профессоров.

Сама по себе возможность приглашать иностранцев ничего не гарантирует, это шанс, которым надо уметь воспользоваться.

Я знаком с организацией учебного процесса за рубежом. Сила лучших образовательных институтов – это не только профессорский состав, но и образовательная инфраструктура – устройство университетов как места настоящей научной специализации, организованные вокруг библиотеки, системы поиска. На это не сможет воздействовать даже десяток самых лучших приглашенных профессоров.

Сегодня пусть будет лучше так, чем вообще ничего не будет. Но пока что на образовательный процесс система приглашения влияния не оказывала. И это не может быть иначе. Есть образовательный процесс, в который поставлен учащийся и преподаватель. Вуз включен в общую систему образования, которая бюрократически нас удушает, а, кроме того, удушает возможность нормального развития. Это институциональные проблемы.

К сожалению, и западная бюрократия ужасная и тяжелая. Поменять один вид бюрократии на другой – далеко не лучшее решение. Что будет лучшим решением, я сказать не могу. Надо радоваться тому, что есть.

Беседовала Любовь Ульянова

       
Print version Распечатать