Нью Эйдж эзотерики

Скромная сероватая обложка, плотный текст на 343-х страницах, ни одной иллюстрации. Зато какая главная тема этого четвертого номера журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом»! Прямо так, на обложке справедливо претендующего на академизм журнала, и написано: «Эзотеризм в России и на Западе: прошлое и современность». Какой еще эзотеризм в век автоматических консервовскрывателей и кризиса ЖКХ? Оказывается, эзотерика-то как раз в полном порядке. Как и ее многочисленные подразделения.

Например. Полагаю, что для немалого количества читателей окажется весьма неожиданным, что и во втором десятилетии XXI века существует и даже неплохо себя чувствует практическая алхимия. То есть не духовная практика типа каббалы, мистики, суфизма, теософии, которые особенно и не требуют материальных «носителей» при освоении этих видов эзотеризма, а именно практическая деятельность со всякими там колбами, тиглями, дистилляторами и прочими ретортами. Впрочем, мочу уже не выпаривают, а в арсенал современного алхимика входит масс-спектрометрия и протонный магнитный резонанс.

Эзотеризм можно определить (не рецензентом, а одним из уважаемых авторов журнала из Университета штата Мичиган) как тайное или полутайное духовное знание, включающее космологический и метафизический гнозис (высшее знание). Этот гнозис связан с непосредственным духовным озарением относительно природы космоса и человека. Видов такого знания довольно много, вышеперечисленные – лишь малая часть, лишь наиболее известные и крупные по количеству сторонников духовные практики. В одной только Африке у каждого из бесконечного числа племен имеется свой собственный вид шаманизма или колдовства. Кстати, часто весьма эффективный. Например, при поиске вора шаман в Верхней Вольте (это та, которая без ракет) долго скачет и вопит перед подозреваемыми и затем сообщает, что вор (и только он!) сейчас умрет. Иногда так и происходит, поскольку вор очень сильно верит в могущество шамана.

Изобилие видов эзотеризма неизбежно привлекло внимание ученых, в отличие от эзотериков не скрывающих результаты своего исследования, а наоборот, старающихся обратить внимание публики к этой интереснейшей области духовной жизни человека. Появилось даже понятие эзотериологии, а в 90-е годы прошлого века эта наука (почему нет? Уж если существует и прекрасно чувствует себя косметология...) пришла и в Россию. На Западе начали изучать эзотерику не просто вполне серьезные ученое, не одиночки, а целые научные коллективы и институты. А у нас и просто начался бум религиозно-мистических учений – после марксистской жвачки, полная неубедительность которой была доказана еще сто лет тому назад.

А эзотериология процветает, и речь не идет о расплодившихся в России всяких там «экстрасенсах», прорицателях или сертифицированных ведьмах, а о серьезной науке, изучающей историю и современную практику несомненно реальных явлений, пусть и предназначенных для «посвященных». А им может стать практически любой, при некотором усилии по преодолению своего заранее критического отношения. Возьмем простейший пример – современную астрологию, эффектно определяемую видным американским астрологом как «символическую соотнесенность между событиями разного масштаба». Возможно ли физическое воздействие звезд (созвездий) на поведение конкретного индивидуума? На расстоянии в сотни световых лет? Разумеется, нет. А тот факт, что 98% жителей Германии и 89% граждан России знают о своем покровительствующем знаке – это что, недостойно изучения?

Вернемся к алхимии. Действительно, на первый взгляд довольно странно, что после открытия Периодического закона и строения атома кому-то придет в голову получать золото из ртути, а после расшифровки генома человека – искать источник вечной жизни. Однако алхимик, тем более современный, занят в наименьшей степени именно этим. Современная алхимия, хотя и включает в себя экспериментальную часть, это особая духовная практика, обогащающая в первую очередь самого алхимика. А эксперимент – так об этом лучше других сказал профессиональный химик и поэт (то есть эзотерик) Бахыт Кенжеев: продукт алхимика можно уподобить великим произведения искусства. У крепкого ремесленника выйдет отличный портрет средневековой девицы, а у алхимика – «Джоконда».

Разговор об эзотерике невозможен без обсуждения каббалы, вот уж самой герметичной из эзотерик. Мало того, что это эзотерическое учение для посвященных, так оно еще и развивалось в самой закрытой, лишенной прозелитического начала религии – иудаизме. Не касаясь традиционной каббалистической практики, остановимся на связи каббалы с современной культурой Нью Эйдж (астрологи и их клиенты говорят об «Эре Водолея» - переходе Земли в знак Водолея, произошедшем только что или вот-вот). Ньюэйджевское восприятие ожидаемой космической трансформации современные каббалисты связывают с вообще-то симпатичной идеей (верой) в то, что мысль может формировать реальность.

Каббалисты весьма популярны на Западе, а когда на недавний Международный конгресс каббалистов в России приехал знаменитый каббалист Михаэль Лайтман, его лекции вызвали совершеннейший ажиотаж не только среди нашего бомонда – это-то неудивительно, но и в среде профессиональных исследователей мистических учений. Такая популярность как раз и объясняется этой ньюэйджевской идеей.

В России ни практикующих эзотериков, ни эзотериологов такого уровня пока нет, хотя российская эзотериология развивается уже лет двадцать. Во многом такая ситуация связана с изучением эзотерики «от противного», как преодоление ненавистной марксистской схоластики. Но именно в нашей языческой стране самая удобренная почва для академического исследования психодуховных практик, поэтому можно не сомневаться, что уже в этом десятилетии российская эзотериология займет видное положение в мировой науке. Наличие у журнала «Государство, религия, церковь» международного научного совета, состоящего из лучших представителей мировой эзотериологии, может этому эффективно поспособствовать.

       
Print version Распечатать