Мы все субъекты

От редакции. "Русский журнал" публикует тексты выступлений на круглом столе о будущем - "Утопия и авторы будущего", который прошел 13 июня в рамках четвертого Московского международного открытого книжного фестиваля. Круглый стол был организован "Русским журналом", "Либерти.ру" и журналом "Пушкин".

* * *

Я бы хотел полемизировать с тезисом Константина Крылова. Но в начале я соглашусь с его первым тезисом о том, что, конечно, время и понимание времени является определяющей вещью. Каждая вещь, которая здесь лежит, микрофон, бумага, она постоянно, как бы, самокопируется. Это самокопирование должно что-то прервать. Вот бумага, которая здесь лежит, она самокопируется, но я могу ее порвать, и тогда она станет другой. То есть я могу произвести разрыв в самокопировании. Вот этот разрыв в самокопировании не может происходить из настоящего, он происходит только из будущего. Поэтому, собственно, будущее и сбывается. Так вот, как раз в моем тезисе, в противоположность тому, что сказал Алексей Чадаев, будущее – это единственная реальность, которая существует на самом деле. Все остальное – это то, что к ней только идет, и будущее – это единственное, что всем управляет.

И тут как раз начинается полемика с Константином: я считаю, что никакие субъекты не полагают никакого будущего, наоборот, проблема отсутствия у нас будущего в данный момент заключается именно в том, что все у нас поголовно являются субъектами. И самый последний бомж – тоже субъект. Я недавно с одним дальним родственником путешествовал по некоему монастырю, он не захотел в него заходить, он говорит: у меня свои счеты с Церковью. У человека восемь разводов, нет работы, нет ничего вообще на свете, абсолютно полный неудачник. Но он сам об всем судит! Мы все субъекты. Субъект – это некое для себя бытие. Это человек, который через себя всё преломляет, который сам всё полагает, который считает, что в политике без него не обойтись, что он должен в экономике давать советы, в культуре он сам для себя что-то творит, и так далее. Субъект – это проект нового времени. И он, собственно, реализовывался все эти годы.

Так вот, если мы хотим, наконец, уйти из нового времени, мы должны перестать быть субъектами, мы должны стать пассионарными. Мы, если, конечно, нам интересно иметь будущее, должны отдаться какому-то проекту, а мы не можем ему отдаться. Мы все субъекты, мы все сначала десять раз подумаем: а вот отдамся я или не отдамся, а вот что это я буду что-то делать – какие-то люди что-то придумали, а мое ли это? почему я должен в этом участвовать? Поэтому неумение и нежелание отдаться какому-то проекту, какому-то разрыву, несмотря на всю его притягательность, предохраняет нас от будущего. Но вот если мы станем пассионарными, если мы возьмемся и отдадимся чему-то, тогда у нас это самое будущее и появится.

       
Print version Распечатать