Мультимедийное карельское полотенце на Винзаводе

От редакции.Музей – как институция – меняется на глазах нашего поколения. Из реликвария он превращается в довольно сильный центр региональной экономики. В России в последние несколько лет началось «новое музейное движение». Большую известность получили проекты Марата Гельмана в Перми. У многих на слуху Музей пастилы в подмосковной Коломне. Но это лишь наиболее известные примеры. Сейчас в России сотни молодых музейщиков ищут современные решения, позволяющие сделать музейный проект и туристически привлекательным, и комфортным для семейного досуга. Музей становится новым социально-образовательным центром. Это низовое «музейное движение» подхвачено всероссийским грантовым конкурсом «Меняющийся музей в меняющемся мире». В этом году на ежегодной презентации этого конкурса была представлено шесть основных проектов. Корреспондент «Русского журнала» Валентина Быкова побеседовала с автором одного из них – Екатериной Рычковой (Петрозаводск), заведующей отделом экспозиционно-выставочной деятельности Музея изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск), а также с куратором выставки «Музейный гид» Георгием Никичем, членом правления Международной ассоциации искусствоведов (АИС), преподавателем факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН).

* * *

Русский журнал:Расскажите, что вы привезли для выставки?

Екатерина Рычкова: Мы привезли два проекта. Один из них победитель 2009 года, «Мультиполотенце, или Kaspaikka». Мы создали комплексный мультимедийный продукт для детей в возрасте от 5 до 10 лет, в котором главным художественным образом стало карельское народное полотенце, Kaspaikka. На основе орнамента этого полотенца нами была выстроена целая галактика народного искусства. Это, собственно, подзаголовок нашего проекта: Увлекательное путешествие в галактику народного искусства.

Весь проект очень хорошо реализован, на высоком уровне сложности. Здесь и работа музейщиков, и режиссерская работа, и дизайн, и оператор, и видеомонтажер, все очень старались. Москвичи, которые помогали нам монтировать технику на Винзаводе, высоко оценили уровень реализации.

РЖ:Как устроен процесс обучения в программе «Мультиполотенце»?

Е.Р.: Само занятие проходит не просто в постоянной экспозиции, а в специально оборудованном для этого зале – хотя в витринах зала также представлены и полотенца, и вышитые костюмы. Свет полностью выключается, и мы как будто находимся в кабине космического корабля. Дети садятся в кабину, выбирается пилот, который управляет процессом. И по мере того, как постепенно дается информация, кого-то из членов экипажа вызывают отвечать на вопросы, чтобы понять, насколько детьми воспринят материал.

Для начала интерактивная программа позволяет выбирать на мониторе компьютера отдельную планету для путешествия. Первая планета, ближняя к нам, это мотивы и сюжеты карельской вышивки. На этой планете есть возможность выбрать отдельные группы персонажей, которые населяют эту планету, по-нашему, по-научному, – группы орнаментов. На этом этапе путешествия мы рассматриваем геометрический орнамент, группу солярных знаков, другие виды узоров. На других планетах дается информация о других аспектах карельского народного творчества и о карельской мифологии, о символах, которые в ней присутствуют.

Вся программа рассчитана на три занятия по тридцать минут и включает теоретическое занятие и практическую часть. После виртуального мультимедийного путешествия ребята «возвращаются на землю», и дети идут на мастер-классы. На мастер-классах новый материал они могут выплеснуть через собственное творчество по мотивам карельского народного искусства. Интересно, что совершенно по-разному каждый ребенок воспринимает и тот же солярный мотив, и мотив древа. Кто-то через какие-то классические, очень жесткие формы, кто-то, наоборот, романтично, с какими-то звездами, лошадьми. Помимо теории, важной составляющей проекта является именно развитие творческих способностей. Через комплексное воздействие в детях пробуждается что-то творческое.

РЖ:Сейчас вы показываете свою программу детям в Петрозаводске. А планируете расширить географию проекта?

Е.Р.: Уже третий год эту программу мы показываем в Петрозаводске, за это время через нее прошло очень много – больше пяти тысяч детей. В дни выставки на Винзаводе шла речь о том, чтобы мы поехали в «гастрольный тур» - в какие-то небольшие музеи приехать и показать там свои материалы, оставить диски, и, может быть, в этих музеях тоже начнут проводить нашу программу. Насколько я знаю, в этом году среди победителей грантового конкурса есть люди, которые, готовя заявку, ориентировались на наш проект. В частности павловопосадский проект «Метод огурца. Приручение набойки», они тоже работают с тканями, с текстилем, и в их программе тоже будет присутствовать образовательный момент. Очень приятно, когда кто-то говорит, что смотрит на то, что и как мы делаем. Нашими идеями также заинтересовался музей из Хабаровска. Они уже реализуют свой «Рыба на самом деле белая и пушистая», и будут делать проект по выделке рыбьих шкур.

РЖ:Какова концепция вашей выставки в этом году?

Георгий Никич: Выставка называется "Музейный гид". А ведь гид – это, в каком-то смысле переводчик, тот, кто приводит нас к чему-то другому, чего мы еще не знаем. Это пространство подталкивает нас к открытиям. В том числе, к открытиям в масштабах России. Мы хотим позвать всех к путешествиям на Урал, на север и на юг, в музеи, которые начинают активнее и удивительнее жить, становиться центрами дружбы, социальной и экономической жизни в различных регионах.

Для понимания выставки важны два понятия. Общая метафора этого пространства – «открытие». Второе слово – это "клад", потому что кладом является все, что находится и пускается в оборот. Замечательные драгоценности, которые хранятся в музеях, и их интерпретации, и человеческие усилия, с ними связанные, являются кладом. Все они требуют усилия к открытию. Мы сегодня должны заново открыть музейные собрания. Жизнь музейного предмета, которая здесь визуализирована, постоянно изменяет и форму, и смыслы. Выставка об этом. Мы хотим новыми глазами увидеть старые региональные собрания. В России есть замечательные собрания. Есть прекрасная художественная галерея в Перми, – там фантастическая деревянная скульптура. Или музей текстиля в Иваново, там яркие потрясающие ткани 1920-х, 30-х годов – что-то невероятное в фонде! Тверские клады – очень романтичная вещь. Монеты, настоящие и даже фальшивые, 14-го, 15-го, 18-го веков. Музей Огни Москвы – разные необычные светильники для уличного освещения. Изборск – начало русской государственности от 12 до 15 века. Карельский художественный музей – такие коллекции живописи, удивительное шитье, полотенца, народная вышивка.

Выставка, я уверен, неожиданна даже для самих музейщиков, которые увидели свои экспозиции в этих инсталляциях. Мы хотим, чтобы и зритель увидел привычные экспонаты в новом контексте. Мы создали это пространство в первый раз. Я думаю, что если бы эта история стала бы регулярной, то она могла бы войти в ряд международных культурных событий.

       
Print version Распечатать