Московская пробка

Новый мэр столицы последней империи мира, Собянин снискал определенную популярность подданных тем, что обратил внимание на московскую пробку, и даже вознамерился с ней побороться. Неизвестно, что у него получится, вернее, известно, что ничего не получится… но само по себе это стремление похвально.

Похвально хотя бы уже тем, что благодаря такому началу в Москве произошел определенный сдвиг от чистого властвования, практикуемого последние двадцать лет, к робким попыткам технического управления. От которых недалеко и до отрезвления. Да что я говорю? До эпохального ОТКРЫТИЯ! Хотя бы вот такого: проблема московской пробки – это не проблема московской пробки. И уж точно решение ее решение не находится в компетенции отдельного крупного чиновника… А может быть, уже и даже почти не зависит от сущностных характеристик режима.

Ну, представьте себе: не Собянина назначают мэром, а… Новодворскую. Или Лимонова. Или Касьянова с Немцовым. И что они принципиально другого делают, и что принципиально другое происходит с московской пробкой? Или вот сегодняшний режим по какому-то волшебному импульсу вдруг прекращает быть ненавистно либеральным (если считать, что он ненавистно либеральный), и становится национально-патриотическим? А что с пробкой? Ничего! Или наоборот демократическим? Тот же результат!

Или представим себе, что резко возрастает искомая духовность – как того требуют Михалков или Проханов, распустят коррумпированный ГИБДД и поставят регулировать уличное движение… ну, хотя бы святых отцов. Уверен, тоже - на московской пробке это никак не отразится.

В 91-ом обычную, тогда еще робкую пробку заменили на пробку из танков, но потом все равно вернулась обычная пробка. Мы должны непременно отметить в своем ноутбуке: объективность чего-либо в том и заключается, что субъекты могут как угодно вокруг нее плясать и бить в бубен, но обусловленные объективностью процессы, начатые «задолго до», все равно должны пройти все предписанные стадии.

Московская пробка - это не просто пробка, а категория, и иногда мне даже кажется, что дана нам в качестве довольно щадящего урока богов.

Действительно, перед Россией давно стоят проблемы и покруче. Это и проблема огромной безлюдной территории в наползающем на Россию мире. И деморализация ее контингента, утратившего национальную идею. И растущее социальное расслоение, становящее, как написала «НГ» все злокачественней и злокачественней, в то время как она и так была злокачественным. И понижение и так уже достаточно пониженной продолжительности жизни из-за нехватки лекарств. И перманентный проигрыш страны по нарастающему итогу в мировой конкуренции.

Мы же читаем газеты: в Китае что ни день, то вводится в строй производство, американцы планируют экспедицию на Марс, мы же знамениты разве что тем, что фальсифицируем перепись туда-сюда снующих гастарбайтеров. Да вот еще принялись искать черепки под памятником Маяковскому. Теперь еще больше знаем о «быте ямщиков, живших здесь».

На самом деле, именно этих проблем вроде бы должен касаться «План Путина», некогда, как глоток свежего воздуха, взбодривший московский бомонд. Или «План Пупкина» - неважно кого. Там, возможно, «московская пробка» была бы одним и не самым главным абзацем. Но в реальности получается, мы не знаем, что делать с «такой ерундой», которая грубо и зримо установилась прямо с порога нашего дома.

Так с чего мы решили, что знаем, что делать с Россией?

***

Московская пробка давалась нам в ощущениях не вдруг.

В 85-ом я проезжал на своем «Москвиче» весь Ленинский за пятнадцать минут, и пользовался машиной исключительно, чтобы выходить из дома попозже. Уже тогда я смотрел по ночам кино. И парковался в тихом московском дворике на Полянке, где опять же кемарил на заднем сидении в обед под шелест ветвистого тополя.

В 98-ом я некоторое время жил в районе Малой Бронной, а мой поддержанный «Пассат», бывало, глох. Однажды пришлось заводиться с троса, что в свою очередь означало, что мы могли и как-то по этим улочкам разогнаться.

Помню, вызвался помочь мне владелец такой же подержанной иномарки. Вылез и – елки-палки! – оказалось, что был без ноги! И даже без костыля. Непонятно, как нажимал на педали? Он еще извинился, что не мог наклониться, чтобы прицепиться крюком. Машину тогда мы немножко разбили, но как же я был тронут!

В нулевых я гнал к зданию АПН на Зубовской на «Гольфе», но машины уже вылезли на тротуар. Платные парковщики шакалили по-черному в обход московского бюджета, троллейбусы двигались, как вымирающие динозавры. Власти усложняли жизнь ограждениями, и иногда приходилось уезжать куда-то вглубь, к прокуратуре.

Где-то году в 2004-ом – я помню этот день – день Великого перелома. Была зима, ярко светило морозное солнце, и я отправился на «Венте» в редакцию на улице Правды. В душе все пело, шины накручивали мили по недавно пущенному Третьему кольцу. Но выехал-то я зрительно днем (по-хорошему, ехать тут полчаса), а приехал на работу, когда воцарилась глубокая ночь. И я тогда, в 2004-ом году, понял: это конец старой жизни, начинается новая жизнь.

Пробка изменила мой образ жизни и отсекла многих друзей. К ним теперь не попасть ни машиной, ни общественным транспортом. А раз такое дело, мы перестали и перезваниваться. Проспекты стали походить на кишащую крокодилами Амазонку, а мы – на первобытных людей в каноэ. Невеста на том берегу – ну и хрен с ней, лучше съедим банан.

С двумя-тремя машинизированными друзьями мы теперь встречаемся глубокой ночью, как гангстеры. Но при этом рискуем, что, вернувшись, не найдем себе места дома. Пущенные в строй несколько кондоминиумов изменили облик моей тихой окраинной улицы. Машины новых богатеев забились аж к лесопарку и в бывшую пустыню формально начинающейся окраины. Поездка на дачный участок (35 км от Москвы), в родительское имение, превратилось в опаснейшую экспедицию. Семье – надо, а я каждый раз гадаю, приеду ли целый и живой. Ведь по дороге я пересекаю пробку поворота на Сколково, пробку Рублевки, и совершенно непроходимый кусок Волоколамки, - там теперь каменные джунгли ЕЩЕ И НЕ КОНЦА ЗАСЕЛЕННЫХ новостроек, притом, что весь трафик сваливается на одно двухполосное шоссе. В сумме все это похоже на самые пессимистические романы Рея Бредбери, а я думаю: какой же идиот так спланировал, кто выдавал разрешения, вернее, каких же денег срубило жулье, переселившееся в конце концов на Лазурный берег?

***

В среду 27 октября 2010 новый мэр Собянин, бывший руководитель Администрации, бывший член правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, бывший член Совета Федерации, поехал посмотреть на пробки. И был ими весьма огорчен.

Возможно, он и действительно столкнулся с феноменом впервые, пулей обычно пролетая на свою нелегкую работу и обратно, не имея возможности смотреть в окно. Возможно, о московской пробке ему ничего не рассказывали родные, тоже как-то не находя причин сталкиваться с прозой жизни. И вот Собянину по новой должности пришлось в это окно впервые – в отличие от нас, простых смертных – посмотреть, и он застыл совершенно обалдевший, хаотически на ходу придумывая, как же эту ситуацию теперь поправить. Что опять же характеризует его с самой положительной стороны.

Рождались мысли и, как облака, уходили за горизонт. Заставить всех своих непосредственных подданных приехать к семи утра? Легко! Заставили – ничего не изменилось! Выделить полосу для общественного транспорта? Пока не выделили, поскольку – вау! - так же вообще все остановится! Закрыть центр, организовать перехватывающие парковки? Но где?! Уже и так все схвачено и перехвачено. Теряется сам смысл городского существования, если время поездки на работу будет соизмеримо с временем работы. Всем пересесть на метро? Ох, не надо бы об этом вслух, ведь чего доброго и пересядут. А метро-то не резиновое, там люди начинают падать на рельсы. Сломать все торговые центры снова к чертовой матери, включая памятник Петру, и расширить дороги… А сверху чтоб летали вертолеты, пока не начнут падать вниз на машины. Интересно, придут ли в восторг чеченские террористы, ведь они к подрыву метро снизу получат и дополнительную возможность бомбардировки сверху. Бред! Бре-е-ед!

Но проблема московской пробки – повторяю - не проблема московской пробки, а проблема страны, ее пути в цивилизацию. Вы – новые временщики - двадцать лет закрывали глаза и старались не видеть, что происходит. Хотя то, что не видели вы, видели все. А прежде всего вы не хотели видеть причину, почему на небольшом пятачке 1081км2 скапливается 1/7-ая Империи (17 075 400 км2), когда они должны были бы где-то пахать, где-то поднимать целину, где-то строить гидростанции, пасти овец, следить за лесом, спасать Байкал, искать приключения!

Но нет, они забиваются в город-фарцовщик. Который производит единственный товар – российскую власть, здесь все спекулируют ей.

Да, в Москве очень напряженная жизнь, и москвичи гордятся этим. Тут лишний раз не поспишь. Тут надо вкалывать от зари до зари, иначе вас сомнут прибывающие толпы гуннов-гастарбайтеров. Кладущих кафельную плитку аборигенам, торгующих в супермаркетах подпорченной жрачкой, строящих казармы для новых гуннов.

Напряженка как бы выдает индульгенция для многих московских пороков. Но, по правде говоря, это напряженка дворецкого, который с утра до вечера обслуживает своего аристократа – власть – которая в сою очередь дает относительный смысл существования этому городу, но при этом не в состоянии справиться даже с пробкой. Это ли ни парадокс, это ли ни урок богов обезумевшему социуму – что-то вроде «Апокалипсиса» Мела Гибсона, но пока что данный нам в виде как бы «обычной» транспортной проблемы?

Не будем сбрасывать со счетов и существование весьма зловещих проектов, отслеживаемых в частности аж в блоге Д. Медведева. Типа: а почему бы нам не перенести столицу (читай, власть) куда-нибудь еще? Пусть гниет «вдали за рекою», за уральским хребтом. Здесь же трафик реально спадет, потому как нечем будет фарцевать, верно! Но 20 миллионов приземлившихся здесь искателей счастья, к сожалению, никуда не денутся в одночасье, никуда не денутся дети, никуда не денутся старики, никуда не денутся те, кого этот город уже перемолол в человеческую труху. Москва как Гулаг? - возможно, идея России понравится. Но разве одновременно это и не хорошенький способ без гражданской войны организовать нормальное бедствие всем?

И тогда мы, москвичи, – всей мощью нарождающейся в России демократии, - точно выйдем на улицы и вернем эту пробку назад.

       
Print version Распечатать