Молодежная политика: жизнь после смерти

В последнее время обострилась дискуссия о судьбах молодежной политики в России. Уже появился и этакий "реквием по молодежной политике": мол, в 2005 году она, по сути дела, зародилась, а сейчас мы наблюдаем ее закат, который после президентских выборов окончится гибелью молодежной политики как таковой. Мне такая позиция кажется предельно упрощенной и не отражающей реальное положение вещей.

Но прежде всего стоит договориться о том, что мы понимаем под "молодежной политикой". Для меня это политика, то есть активное участие в общественно-политической жизни страны, основными участниками которой является молодежь.

Если принять такое определение, то мы увидим, что молодежная политика в России началась гораздо раньше, чем произошла оранжевая революция. Многие громкие акции "лимоновцев" относились к концу 90-х годов, и, несмотря на весь радикализм, они охотно освещались прессой и имели некоторое влияние на российскую политику. Существовали (и до сих пор существуют) несколько социал-демократических проектов, которые были тесно связаны с западными молодежными силами той же направленности. В конце концов, существовали небезызвестные "Идущие вместе", которые кроме нелюбви к "писателю-калоеду Сорокину" прославились еще и акциями в поддержку президента.

В 2005-м произошло только одно: Украина настолько напугала многих (или дала многим надежду), что возникла вера в то, что именно молодежь будет определять вектор развития страны в ближайшие несколько лет. Так возникла "Оборона" и чуть позже заявило о себе огромной 60-тысячной акцией движение "Наши".

О молодежной политике стали много писать, причем зачастую на акции приходило больше журналистов, чем участников. Но постепенно такая молодежная политика все больше и больше оказывалась на обочине политических процессов. "Оборона" не смогла, да, вероятно, и не пыталась, предложить какую-либо позитивную программу и оказалась на грани раскола из-за амбиций своих лидеров. Движение "Наши" крайне редко заявляло о себе политическими акциями, "нашисты" все больше сдавали кровь и помогали ветеранам Великой Отечественной войны. Именно благодаря политике добрых дел оно и стало самым массовым молодежным движением в стране.

А на этом фоне постепенно создавалась "Молодая гвардия Единой России", которая не устраивала таких романтически-патриотических мероприятий, как поздравление ветеранов с Новым годом силами молодежи всей страны. Она давила, скорее, на жажду карьерного роста, на мечту занять место во власти. Были устроены "политзаводы" во многих регионах страны. И пускай в списки попадали только "родные и близкие Кролика", то есть действующей элиты, зато возникала иллюзия, что на их месте может оказаться каждый, было бы желание и трудолюбие. Вместо работы на улицах ставка была сделана на бюрократию и умение драться под ковром. То есть в некоторой степени на одно из основных умений в настоящей большой политике.

Безусловно, после 2008 года, если не случится оранжевая революция, денег на молодежные движения станет гораздо меньше. Но, как ни странно, ситуация в молодежной политике не изменится. Прооранжевые силы продолжат ссориться между собой и клеймить правящий режим, на это не нужно много средств, а их лидеры, давно обеспеченные люди, уже заняты в тех или иных коммерческих структурах. Движение "Наши" продолжит развивать антифашистские проекты. Так, проект "Уроки дружбы", в рамках которого школьников знакомят с культурой других народов, во многих регионах уже перешел на финансирование за счет местного бюджета. Вероятно, та же судьба ожидает и проект, готовящий молодых людей к армии, и добровольные народные дружины. А для сдачи крови много денег не надо, они часто вообще не нужны.

Зато молодежная политика буйным цветом расцвела при политических партиях (МГЕР и УРА), которые действительно занимались все это время политической деятельностью, а не устроением массовых зрелищ. И такая политика, то есть политика в собственном смысле слова, будет существовать и после 2008 года, так как никто не снимает ее основной задачи - привлечение молодежи к политической деятельности, пускай и в виде избирателей.

Результатом выборного цикла 2007-2008 годов должна стать очередная трансформация молодежной политики и ее постепенное встраивание в качестве элемента в федеральную политику, не зря в списках "Единой России" должно быть не меньше 25% молодежи. В результате политическая жизнь страны станет заметно спокойнее и, может быть, даже скучнее, но зато гораздо более структурированной. И эта "жизнь после смерти" молодежной политики будет гораздо более счастливой и долгой.

       
Print version Распечатать