Модернизация под управлением сильного президента

От редакции. Во вторник, 17 ноября, в здании «Александр-Хаус» под эгидой Русского института и издательства «Европа» прошел круглый стол «Новая политическая стратегия Дмитрия Медведева», в рамках которого обсуждалось Послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ и те новации, которое оно содержало, а также значение этих новаций для будущего России. Своим видением Послания с «Русским журналом» поделился политолог Юрий Шевцов.

* * *

Я бы не назвал то, что предлагает Дмитрий Медведев "неавторитарной модернизацией". Вполне себе авторитарная программа, просто авторитаризм подразумевается мягкий, без масштабного насилия. Все модернизационные меры инициируются главой государства и предполагают усиление политической позиции Дмитрия Медведева внутри России. В предлагаемой программе не предполагается насилие и коренная ломка институтов власти. Хотя можно, конечно, спорить, называя это неавторитарной модернизацией а, например, модернизацией под управлением сильного президента. Суть не изменится. Это – не новое издание "перестройки" с ослаблением институтов власти и централизованного управления государством.

В самом Послании бросилось в глаза нацеленность на активизацию политической инициативы снизу без кардинальных изменений Конституции, ослабляющих парламент в пользу президента. Наоборот, предполагается усиление некоторых позиций Думы: больший контроль над исполнительной властью, представительство даже малых партий в парламентах регионах и т.д. То есть инициатива снизу должна канализироваться вокруг существующих партийных структур, раз Дума формируется по партийному принципу. Фактически Медведев предложил усилить партийные структуры в регионах, зациклив их на Думу, а не на себя. Это в общем ожидалось сразу после его избрания президентом, но, видимо, мировой кризис развитие партийных структур на местах задержал, и оно разворачивается только сейчас.

Хорошо ли, если партии начнут оживляться? Теоретически – да. Конкуренция разных идейных платформ, собирающая именно в партиях политически активное население – это в общем неплохо. Партийная система противостоит в первую очередь атомизации общества и потере социумом внутренней солидарности и веры в идеалы. Тем более что по факту это будет не равноправная борьба разных партий между собой, а, скорее, критика со стороны небольших партий правящей Единой России. Критика, которая теоретически может сдерживать тенденцию к бюрократизации этой партии, будет заставлять партийное руководство больше заниматься идеологией, а не простым политическим менеджментом. Но что получится из этого на практике, пока, разумеется, не ясно.

Однако, во всяком случае, это будет развитием политической демократии в России под руководством "сильного президента". Если это получится, политическая система России может стать реально устойчивее. Возникла, конечно, неприятная перспектива нового выхода в большую политику нигилистической части российских либералов. Но это уже дело партийных идеологов Единой России и других партий: не допустить в ходе полемики распространения идей нацеленной на разрушение социальных институтов "демшизы".

Внешнеполитическая программа Медведева выглядит очень спокойной. Даже, может быть, излишне спокойной, глядя на неудачи США в Афганистане, очень тревожную ситуацию вокруг Ирана и бесцеремонные действия США и НАТО относительно интересов РФ в восточной Европе. Искандеры в Калиниградской области и неразоружение трех полков ракетной дивизии на фоне ожидающегося соглашения с США о трехкратном сокращении ядерных вооружений – это не более чем напоминание Западу о наличии у РФ ядерного щита. Никакого реально конфликтного потенциала в этих мерах нет. Медведев предложил все ту же путинскую политику уклонения от вовлеченности в региональные конфликты и гонку вооружений, а также сосредоточение на защите своих локальных интересов по периметру российских границ.

Хорошо, что прозвучало упоминание про значимость для России Союзного Государства с Беларусью и союзных отношений с Казахстаном как ядра интеграционных процессов вокруг РФ. Таким образом, скатывание в периферийную самолизоляцию Медведев не предполагает.

В целом послание Медведева и вообще обозначившийся "политический курс" Медведева – это своего рода программа продолжения наведения порядка в стране после коллапса 1990-х годов. Путин собрал и сохранил разрушенное государство. Медведев пытается сделать сохраненное государство и социальные институты более эффективными, обустраивает сохраненное. Конечно, исходя из российского исторического опыта такое "тихое" развитие необычно. Но в мире много необычного. Во всяком случае, такая Россия, которую предлагает миру Медведев, может быть, более готова к диалогу с ЕС, чем Россия, которая бы традиционно по-русски сейчас взбудоражилась "под нового правителя". И в такой России, вероятно, действительно удастся развернуть хоть какие-то реальные модернизационные проекты в сфере высоких технологий и т.д. По крайней мере, будем знать по опыту, возможно ли модернизационное развитие России без революционных встрясок.

       
Print version Распечатать