Милиция и "оранжевая революция"

Вы знаете, что в России милиция уже фактически оранжевая? Я вот недавно узнал и хочу поделиться с вами этим наблюдением.

Вот пример. Человек идет по улице, на него ни с того ни с сего набрасываются митингующие оранжевые либералы. Вокруг полно милиции, однако милиционеры, вместо того, чтобы оказать помощь несчастному и отбить его из лап озверевших либералов, хватают его и сажают в автозак для разбирательства. Это же настоящая смычка либералов и милиции на почве оранжизма! Мне кажется, что вам смешно? Но ведь именно так действовали милиционеры на Пушкинской 9 октября.

Да, я рассказываю о недавнем инциденте на Пушкинской, когда либералы устроили митинг "Я свободен". О митинге, на котором повязали 14 ребят, пришедших выразить свое возмущение либеральными инициативами. И я ничуть не приукрасил реальность. Все так и было.

Либералы - оранжевая сила. Милиция должна была бы по идее быть силой антиоранжевой. Однако в результате мы наблюдаем странную картину. Либералы набросились вчетвером на лидера неформальной тусовки "Красный блицкриг", а милиция стоит в сторонке и спокойно курит. Перверсия логики, апофеозом которой стали слова подполковника милиции, обращенные к сторонникам "Красного блицкрига": "Мы на вашей стороне, но не хотим, чтобы были эксцессы!" Нет, господин хороший, вы не на их стороне. Вы на стороне оранжевой системы. Ведь, если бы вы были даже не на их стороне, а просто милиционером, честно выполнявшим свои обязанности, вы должны были, как только четверо молодчиков набросились на неформала, тут же повязать этих четверых за нападение и посадить их в кутузку по уголовной статье "хулиганство". Только таким образом выполненные обязанности милиции могли бы рассматриваться как исполнение профессионального долга с формальной стороны.

Вместо этого милиция занялась тем, что незаконно ограничила свободу 14 человек. Вот таковы действия нашей оранжевой милиции! Теперь главный вопрос: если милиция действует в таком духе бескорыстно, то, что же будет, если ей еще и заплатят? А ей, безусловно, заплатят или пообещают заплатить, а потом кинут, как это, кстати, произошло на Украине.

Провокация, на которую ребята из "Красного блицкрига" вынудили пойти либералов на митинге на Пушкинской, может дорого обойтись нашей милиции. Может, если там полетит несколько звездочек с погон, сотрудники МВД наконец-то получат прививку необходимого политического чутья или же просто будут выполнять свои обязанности "от и до", невзирая на то, либералы пытаются избить человека или же носители нелиберальной идеологии устраивают побоище.

Но перед государством сейчас во весь рост встает вопрос о том, есть ли сила, готовая ее защищать? Если милиция уже фактически братается с либералами, то логичный вопрос: нужна ли нам такая милиция и если такая не нужна, то какая именно нужна? Кстати, в обществе практически сложился консенсус относительно того, что нынешняя милиция не обеспечивает достаточной безопасности, и, несмотря на многочисленные позитивные сериалы, люди все также боятся милиционеров, как и в 1990-х. Традиционный ответ милицейских чиновников: "платите нам нормально - тогда и требуйте", больше не находит сочувствия.

Действительно, проблема зарплаты рядовых милиционеров существует, но когда она подается в качестве оправдания отвратительного качества работы милиции в целом, оправдания походят на легитимизацию взяточничества и коррупции. Оклад милиционера составляет от 2 до 4 тысяч рублей, со всеми добавками от 4 до 8 тысяч. Жить на эти деньги, естественно, невозможно, но надо признаться: до какого бы уровня ни поднимали зарплату милиционерам, это проблемы не решит. Простейший пример - около полугода назад сотрудники УСБ на одном из постов ГАИ при обыске обнаружили 1 миллион рублей. А был этот обыск часов в пять дня. То есть за полдня преступная выручка составила 1 миллион рублей. Соответственно за месяц на этом посту ГАИ кладет себе в карман более миллиона долларов! Сколько нужно платить таким людям, чтобы они работали хорошо и не брали взяток? Да и вообще, нужно ли хоть сколько-нибудь платить таким милиционерам? Их надо гнать в шею и сажать в тюрьму.

Таким образом, доверие к существующему МВД восстановить невозможно. Да при нынешней структуре министерства это и нереально. Кстати, есть очень интересный вопрос, на который трудно найти ответ: сколько сейчас в России сотрудников МВД? По сообщению самого МВД, сегодня в милиции трудятся 649 тыс. человек в погонах и 94,4 тыс. без оных. В том числе в органах внутренних дел - 462,7 тыс. (плюс гражданские - 89,2 тыс.), во внутренних войсках - 186,3 тыс. (и еще 5,2 тыс. гражданских). Планируется сокращение ВВ на 4,6 тыс. (и еще 100 гражданских должностей). По другим данным, Министерство внутренних дел насчитывает 1,2 млн. служащих. А в частном охранном бизнесе уже занято на сегодняшний день около 1 млн. человек.

Таким образом, на каждые 100 граждан России приходится в среднем 1 милиционер и один частный охранник. Нормальная ли это ситуация? Возможно, и нормальная, но при таком раскладе очевидно, что преступности в России быть не должно в принципе. Однако ситуация обратная. И для ее изменения необходима кардинальная реформа структуры МВД.

Качество работы милиции утеряно с развалом СССР, точнее, с разрушением института участковых. В Советском Союзе, хотя, конечно, не стоит идеализировать и эту систему, участковый являлся главным действующим лицом на низовом уровне всей милицейской машины. Он знал обо всем (или о многом), происходящем на его участке, он знал в лицо всех хулиганов или подозрительных лиц, он мог чуть ли не сразу после обращения потерпевшего очертить круг потенциальных преступников. Теперь же этот самый главный винтик машины не работает в принципе. Отсюда холостая работа всего низового уровня МВД.

То есть проблема не в зарплате, а в неправильном подходе к организации милиции в целом. Грубо говоря, милиция в лице конкретного милиционера лично не заинтересована в охране общественного порядка. Интерес состоит в первую очередь в галочках, процентах раскрываемости или, наоборот, мнимом снижении уровня преступности на данном конкретном участке, что ведет в том числе к сокрытию преступлений, отказам в приеме заявлений и дальнейшему подрыву веры населения в милицию.

То есть классический замкнутый круг: такой милиции, какая она сейчас есть, платить больше - дело бесполезное, а оставить денежное довольствие на прежнем уровне - вообще заведомо консервировать ситуацию. Где находится "слабое звено"? В каком месте этот замкнутый круг может быть разорван? Или если рассматривать ситуацию как гордиев узел, то очевидно, что его надо рубить.

Соответственно надо расстаться со значительной частью сотрудников МВД. Увы, но это так. Это министерство, да и современная милиция в целом, России не нужны. Нам нужна новая милиция, которую можно назвать "народной". По примеру американского варианта - на уровне местного самоуправления должны избираться руководители участков. Возможно, они должны обязательно иметь юридическое образование, а может быть, и это - лишняя условность, ее вполне можно заменить прикомандированными от нового министерства юристами.

И эти российские шерифы сами набирают себе из местных (надо подчеркнуть этот фактор - из местных) жителей сотрудников милиции. Такие "народные милиционеры" охраняют общественный порядок на улице. Они лично заинтересованы в том, чтобы на улице был порядок, потому что это - их район, здесь живут они сами, здесь по улице ходят их дети и жены. Им важно знать каждого жителя, чтобы представлять, что от него можно ожидать. Им важно знать, что в квартиру въехал новый квартирант, который ведет себя подозрительно, мало ли, может быть, он начнет продавать наркотики? И эти люди ответственны перед жителями района. Ведь в случае роста совершенных преступлений виноват будет не безликий МВД, не отделение милиции, а персонально шериф дядя Вася, который допустил у себя на территории разгул беспредела. И на следующих выборах, которые в идеале должны быть ежегодными, такой шериф никогда не пройдет на следующий срок, а может быть, и угодит за решетку, если потворствовал криминалу.

Надо понимать, что, ликвидировав отделения милиции и создав систему выборных шерифов, мы тем самым реализовали бы и давнишнюю мечту о построении гражданского общества. Так же мы бы увеличили значимость муниципальных выборов, ведь, согласитесь, одно дело - выбирать главу непонятного органа МСУ, наделенного непонятными полномочиями, и совсем другое - выбирать человека, от которого будет зависеть ваша личная безопасность. Уровень ответственности при принятии решения на избирательном участке сразу же вырастет, равно как вырастет и уровень ответственности такого шерифа. И главное во всем этом "низовом" реструктурировании милиции - не допустить никаких исключений из правил ни для регионов Северного Кавказа, ни для Москвы, ни для Петербурга.

Помимо создания действенного инструмента участковых, бесспорно, придется менять и всю остальную систему. Положим, шерифы отвечают за округ, в котором проживает не больше 5000 человек. Они имеют в своем распоряжении до 25 подчиненных. Тогда очередным необходимым шагом представляется создание в муниципальных округах (около 50 тысяч человек населения) специальных отрядов быстрого реагирования (до 20 человек), цель которых - проведение силовых акций, поддержка шерифов и их подчиненных в операциях, в целом борьба с оргпреступностью. Поднявшись на уровень выше (в рамках регионов), мы видим возможность создания еще и специальных подразделений по борьбе с терроризмом и оргпреступностью (до 50-100 человек в подразделении). Наконец, и федеральные округа не останутся без внимания. В рамках федеральных округов целесообразно будет создать подразделения по борьбе с оргпреступностью, которые являются "летучими" отрядами и направляются на усиление конкретных регионов.

Параллельно на региональном уровне создаются управления, основная цель которых - контроль над деятельностью шерифов и оперативных служб, координация их деятельности, борьба с коррупцией на региональном уровне. Центральный аппарат министерства должен заниматься аналогичными функциями, что и региональные управления, но на федеральном уровне.

А что же до гражданского общества? Уже сам шаг по созданию системы выборных шерифов - как я говорил выше - значительное продвижение вперед в этом сложном деле. Но параллельно необходимо создавать сеть "народных адвокатур", в которых бы реализовывались функции как народного контроля, так и общественной помощи в уголовных процессах. "Народные адвокаты" непременно стали бы также и общественными контролерами деятельности шерифов.

Конечно, нужно будет еще многое сделать. Например, реформировать систему ГАИ. Принять новые законы по обеспечению деятельности правоохранительных органов, в которых особое внимание уделить обеспечению чистоты рядов, а также социальным гарантиям сотрудников, получивших ранения в связи с исполнением служебного долга, социальных гарантий членам семей погибших сотрудников. Провести кардинальную чистку в рядах милиции - операцию "чистые руки" - в отношении всего ведомства. Пересмотреть систему подготовки специалистов для МВД. Рассмотреть вопрос о гражданском оружии. Безусловно, это не все. Но, по-моему, таким образом мы вполне сможем сделать милицию народной, повысим уважение к новому МВД, а главное - заставим шестеренки милиции работать на благо государства, а не существовать в отрыве от него и не быть готовой поддержать любую "оранжевую революцию" в небезосновательной надежде, что "хуже не будет". Действительно, хуже, чем сейчас, милиционерам не будет.

       
Print version Распечатать