Меченый, чубатый, военный и баба

Есть периоды, когда страна бредит прошлым. В мае все еще активно обсуждается февраль. Статья Солженицына ("Размышления над Февральской революцией"), написанная четверть века назад, вдруг дозарезу понадобилась - как сигнал. Просигналили, и вот уже началась карамазовщина. Индивидуальный террор вкупе с исламским экстремизмом - если верить спецоперации в прессе, раскрывшей покусителей на губернатора "колыбели революции".

Почтенные члены Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Российской академии наук могут сколь угодно долго доказывать, что научным трудом эта работа не является. Ни на йоту дискуссия (за последние две недели в ней поучаствовали Григорий Явлинский и академик Виктор Маслов) не уменьшает значения, которое отпиаренному труду приписывается коллективным властным бессознательным. Текст событий далекого прошлого должен быть прочитан общественным адресатом правильно.

Нельзя поспешно и без боя сдавать страну на милость распадающегося и "гниющего" Запада, чтобы потом изображать распад как торжество свободного духа, - сигналят обществу. - Руководители Февраля, духовно омерзительные и ничтожные, - сиречь нынешняя оппозиция.

Превращение не-истории в историю происходит на глазах. Двое задержанных, лежащих на траве с куртками на головах. Их показали только потому, что якобы произошла утечка информации, и специальные службы вынуждены были признать факт задержания группы террористов, готовивших покушение на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко. Бог мой, несанкционированных утечек в стране не было со времен видеозаписи "человека, похожего на генерального прокурора". Чтобы исторические события были поняты, требуется ближняя перспектива реконструированного будущего. Она и была предъявлена.

Кремлевские полубоги (еще не боги, но уже не люди) что-то недотянули, - уже комментируют либералы, - и покушение на В.Матвиенко смотрится искусственно. "Недомочили гадов, срочно мочить дальше!" - рекомендуют "государственники". Кто-то тонко уловил - "несут ненастья ветры перемен" и "над границей тучи ходят хмуро". Сработав на опережение: сценарий предусматривает жуткий оскал разношерстных "несогласных".

Ритуал по умиротворению публики: вы этого хотели? Либералы, демократы - вместе с новыми бомбистами? Карамазовщина в действии. Вся история с несогласными в Самаре укладывается в несложную формулу: либо вы часть решения проблемы, либо вы - проблема. Если не решать эту проблему, можно уподобляться маразматикам, которые потом бегут в американское посольство, переодевшись в женское платье. "Гниение" и "умирание" страны следует остановить железной рукой. Ибо неглупо сказано: наш народ миролюбив и незлоблив, восемьсот лет провел в походах и битвах...

Другое дело, что вне определенного культурно-исторического контекста предложенная схема не работает. Тут, знаете, следует поговорить о разноуровневых коммуникациях. Можно предлагать распрямить искривленный серп, обстукивая его молотом. Однако политическая программа, обращенная вовнутрь страны, заключается всего в двух простых государственных процедурах: в рукоположении (преемничество) и рукоприкладстве (несогласные).

Через эту магическую призму непредсказуемое прошлое меняется вместе с путями исторического развития. Учитель математики Солженицын "нарисовал" свой вектор. Отказав "февральцам" в таланте, благих намерениях и осознании чудовищного бремени личной ответственности каждого - перед страной и перед историей. Подтвердив "пролетарское происхождение" нынешней власти, не владеющей ни ораторским искусством, ни остротой реакции на события, ни склонностью к точным, отточенным формулировкам и блестящим мыслям. Зато, если судить по хитросплетениям родной нашей византийской политики, освоившей в совершенстве режим "ручного управления". Как раз то, чего либеральные буржуа делать не умели, боялись или не хотели...

Солженицыну ответили. "Нельзя с точки зрения современной морали или политики осуждать Степку Разина за утопленную персидскую княжну", - горячился академик, один из критиков могучего старца. Позвольте, вот вам и общечеловеческие ценности: "не убий"! Утопил, значит, разбойник девушку из христианского милосердия - чтоб не мучилась? Однако ход мысли понятен: прошлое следует рассматривать как нечто отчужденное, чтобы "судить" его исключительно по законам "того времени".

Но, замечу, нет ответа - почему, претендуя на идеологическое и духовное лидерство, Солженицын так долго пребывал в одиночестве? И зачем "тяжелой поступью пророка" он вдруг прошел по страницам государственных газет? Что такое исторический опыт: линейный ряд (война, волнения, отречение царя, одна революция, другая) или отбор и переосмысление событий из прошлого, выявление крайне важных, "нагруженных смыслами" причинно-следственных связей? И как они синхронизируются - с возобладавшей-то точкой зрения? "Программирование" будущего зависит от этой матрицы.

"Петербург - в Европу, Матвиенку - в ж..у", - недвусмысленный плакат "несогласных" бродит во всемирной паутине. Не от большого ума саморазоблачительный текст. Такие нынче р-рр-революционеры. С плакатами и пластитом.

Назначат губернатора кандидатом в президенты - проголосуют. Она отлично катается на роликах. И в руки берет только стартовый пистолет, отправляя роллеров в пробег. Мировой тренд - политика "мягчает", делается женственной. А народу достаточно напомнить начало 80-х: тогда по улицам кликуши ходили. "Грядут перемены, - кричали они, - будет меченый, потом чубатый, за ним военный, а следом - баба. И потом все будет хорошо..." Долгосрочная программа умиротворения страны. Разные действительности - как набор отмычек. К каждому замочку - свой крючочек.

Гуманитарный взгляд на мир и природу вещей подразумевает движение через язык коммуникаций. А не через общественно-политические формации. Поэтому во избежание отсутствия в настоящем заманивать в прошлое следовало бы с чрезвычайной осторожностью. С сигналами бы не переборщить.

В стране невыученных уроков всегда повторение пройденного. Две модели: "вперед-назад" и развитие по спирали... Нет ни прогресса, ни регресса: исторический процесс - уже написанный текст, однако состоит он из новых фраз. Их уметь читать надо. Потенциально возможные факторы находятся в очень определенном историко-культурном контексте. Фукуямский "конец истории", я смею надеяться, еще не дописан. Иначе было бы обидно.

       
Print version Распечатать