Лопнули последние пузыри – перекачивать деньги некуда

Экономика, ориентированная на рост, не может привлекать средства, если не будет производить «пузыри» – такие пузыри в начале 2000-х годов в были в IT, потом в недвижимости, потом в сырьевом секторе. Не производя «пузыри», невозможно зачерпнуть ресурсы для роста. Потому что в остальных секторах, которые не попадают в зону действия этих пузырей, тренд дефляционный – рост производительности труда, снижение издержек и давление на снижение цен.

Но, как только лопается пузырь, чем больше он надут, чем быстрее и мощнее был разогнан рост, тем жестче отрезвление, тем труднее людям и компаниям, попадающим в спад. В какой-то момент, в 1990-е–2000-е годы, казалось, что найден механизм бескризисного развития. Азия была вовлечена в производство, в индустриализацию. Россия, Бразилия выступили гигантскими поставщиками сырьевых ресурсов. Казалось, это обеспечивает относительно безболезненное развитие. Каждый раз появлялся новый привлекательный объект для инвестиций, деньги из одного «пузыря» с минимальными потерями для фондового и финансового рынка перемещались в другой. Но сейчас, когда грохнулся последний «пузырь», посыпались и все финансовые инфраструктуры. Перекачивать деньги некуда.

Приведет ли это к отказу от роста и развития? Пока этого не видно. Ведь что такое требование государственного регулирования, усиления контроля над капиталом? Это требование ограничения роста, возвращения к распределению ресурсов. Пока эта позиция не является доминирующей.

На опыте предыдущих циклов мы знаем, что каждый раз, когда случались подобные кризисы, находился новый сектор, новый центр прибыли, находились возможности перекачать ресурсы в какую-то страну или в какой-то ограниченный набор отраслей и запустить новый виток роста.

Возможно, сейчас мы видим такой поиск. Программы, которые принимают американцы и европейцы, связаны с внедрением альтернативной энергетики, ресурсосберегающих технологий и т.д. В общем, никто не скрывает, что это попытка сформировать следующий пул компаний, вывести их на рынок, создать «бычий тренд» на этом рынке, привлечь средства всего мира и начать еще один виток развития и роста.

       
Print version Распечатать