Кумиры тинейджеров и кидалтов

От редакции. Очень скоро в России будут отмечать вроде бы чужой для нас праздник – День всех святых, ака Хэллоуин. Это – скорее желание перенять дух веселья, а, говоря честнее, лишний раз развлечься – устроить то, что долгое время россияне видели на экранах, но не могли сами попробовать, каково это, наряжаться в костюмы чудовищ и выпрашивать сладости у соседей. Однако мы заимствуем лишь внешнюю сторону праздника, оставляя за скобками смысл традиций, присущих американцам. Примечательно, что в этот раз Хэллоуин приходится на воскресенье, 31 октября. В этот же день в России пройдет митинг оппозиции на Триумфальной площади. Это уже, правда, традиционный русский праздник. Что-что, а митинговать у нас привыкли. Любопытно, можно ли найти какие-то параллели политического действа и Хэллоуина? Это вопрос риторический. Да и не так интересно.

Гораздо интереснее то, что мы на самом деле в полном праве перенять, по крайней мере, внешнюю сторону праздника, потому что уже давно потребляем продукты массовой культуры Запада. И среди них особое место занимает вампирская тема – фильмы, книги, журналы, концерты. Все авторы, пишущие о месте вампиров в современной поп-культуре, отмечают значительную популярность образа, в особенности в последние 3-4 года. К Хэллоуину Русский Журнал попытался представить читателям возможность познакомиться с палитрой мнений о современных вампирах. О вампирах и их значении для поп-кульутуры рассказал РЖ психотерапевт Марк Сандомирский.

* * *

Сегодня общества кумиры

И в книгах, и в кино - вампиры...

Сегодня образ вампира, благодаря его литературному и кинематографическому продвижению, превращается в кумира тинейджеров (и "застрявших" в подростковых переживаниях кидалтов). Почему же этот изначально пугающий образ становится для молодежи и подростков притягательным?

Первая причина - рост инфантильности. Отсюда "пережитки детства", навязчивое "перемалывание" детских страхов и связанных с ними "страшилок". Таков же и один из рецептов популярности триллеров, пробуждающих фантазию и мечты оказаться на месте героев "страшных" историй (отождествление).

Вторая причина молодежной популярности темы вампиризма - отражение ее запретности. Ведь табуирование, как известно, привлекает внимание и пробуждает влечение, согласно известному принципу: "Запретный плод сладок".

По мнению американского философа Роберта Эрпа, феномен популярности "вампирской" темы связан с ее гомосексуальными ассоциациями, с иллюзиями и мифами, создаваемыми вокруг этой темы в обществе. В самом деле, по мнению меньшинств (aka "вампиров"), общество их недостаточно принимает (запреты и гонения...). По мнению же их противников, поведение меньшинств, "втягивание" новых адептов (как и у "вампиров") угрожает обществу.

Но есть и еще один аспект запретности "вампиризма", наркологический... Ведь "питье крови" ассоциируется с наркоманией - тут и экстаз, получаемый от употребления "продукта", и "особые силы", которые он якобы дает, и "голод" (абстиненция, в просторечии - ломка).

       
Print version Распечатать