"Коричневый" соблазн "оранжевой" революции

"Оранжад" немыслим без национализма. Без него массы ни на что не поднимешь. Никому сейчас и в голову не придет "защищать демократию" (как в 1991 году) или же бороться с "антинародным режимом" (как в 1993-м). Всем, или почти всем, это изрядно приелось. А вот националистические лозунги могут дать массам некий импульс. Могут, конечно, и не дать, но без них уж точно никуда не уедешь.

Но вот кто их, эти самые лозунги, будет кидать в податливую толпу? Либералы? Нет, наши либералы довольно сильно отличаются от своих украинских единомышленников. Им от национализма делается дурно. То есть, может быть, кто-нибудь и сыграл бы на поле национал-либерализма, но опасно - коллеги могут застыдить.

Левые? В общем - да, наши левые склонны к национализму - в отличие, например, от западноевропейских. Но что характерно, российские левые еще и консервативны. Это - инерция от советских времен. Левые могут искренне возмущаться режимом, метать гром и молнии в его адрес, но идти на какие-то серьезные революционные шаги они вряд ли осмелятся. У всех на виду печальный пример "Родины"...

Остаются, как ни крути, правые. Не в либеральном, а, так сказать, в "реакционном" смысле. В том самом, в каком правым себя именовал, например, Владимир Пуришкевич, говоривший: "Правее меня только стенка!".

Но полноте, таким ли уж реакционером был Пуришкевич? Ведь именно он с пеной у рта обличал в Думе царскую чету и якобы стоявшие за ними "темные силы" "распутинщины". В устах монархиста это выглядело пикантно и, самое главное, весьма убедительно. Поэтому можно сказать, что Пуришкевич сделал для февральской (вполне себе "оранжевой") революции 1917 года больше, чем все левые и либеральные депутаты, вместе взятые. (Позже Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства вынужденно признает, что все обвинения "царизма" в "распутинщине" - беспочвенны.)

И ведь Пуришкевич не был одним таким "оригиналом". И аплодировали ему не одни только либералы и социалисты. Были в Думе и так называемые "прогрессивные националисты". Эти господа спокойненько сочетали в себе и "правизну", и жесткую оппозиционность монархии. Одним из таких прогрессивных националистов был Василий Шульгин, который принимал отречение Государя.

Впрочем, что там политики. Правые бунтари были и в других слоях. Например, в армии. Так, посол Франции в России Морис Палеолог приводит любопытнейшие слова одного гвардейского офицера. Тот уверял, что Россия "может быть спасена только посредством национальной революции...", причем "Государственная дума недостаточно сильна, чтобы бороться с теми силами, официальными или невидимыми, которыми располагает немецкая партия: Наша последняя надежда на спасение - в национальном государственном перевороте".

Без этих "правых" февральский "оранжад" никогда бы не победил. Либералы были слишком слабы для того, чтобы самостоятельно скинуть царя. Более того, многие из них готовы были поставить государственный патриотизм превыше свободолюбивого протеста. Возьмем для примера хотя бы Петра Бернгардовича Струве, всячески заклинавшего от революции и призывавшего как зеницу ока беречь российскую государственность.

Это очень важно - в применении к российским условиям. Мы - не либеральная страна. Во многом - левая, но левые практически лишились революционности в советский период, когда они в 1934-1985 годах выполняли охранительные функции, строя и защищая действительно великую державу.

В свою очередь, русские правые вовсе не были, в большинстве своем, революционерами. Напротив, основу правого движения составили именно консерваторы, которые до самого последнего выступали за монархию, опасаясь экспериментов с государственностью. Правая идея вообще консервативна, ибо настоящий правый - это ответственный и просвещенный националист. Но иногда случаются и сбои.

Вот и сейчас встречаются такие праворадикалы, которые сочувствуют "оранжаду". И были бы, наверное, не прочь замутить его и в России - не взирая на весь либерализм (пусть и национальный!) "оранжевых". Вот, например, отрывок из статьи Е.Яровой, размещенной на сайте праворадикальной Народной национальной партии: "Нашей целью является освобождение всего русского народа от пресловутой "русской ноши", которая на самом деле никакая не русская... "Оранжевая революция" - это не просто единовременный механический акт замены "плохого" Кучмы на "хорошего" Ющенко (т.е. буржуазная революция, совершённая одними олигархическими кланами против других), а начало достаточно длительного и болезненного процесса психологического освобождения восточного славянства от этой навязанной ему исторической "ноши".

К слову сказать, лидер сей славной партии А.И.Иванов-Сухаревский некогда порадовал читателей таким вот открытием: "В июне Красная армия состояла из 5,3 миллионов человек, но уже в октябре, т.е. через 90 суток после начала войны немцам сдались 4,5 миллиона человек. Вдумайтесь только, вся армия сдалась!!! 800 тысяч - это погибшие".

Запомним про "ношу" (это нам понадобится в дальнейшем) и пойдем дальше. Коснемся еще одной колоритной фигуры правого радикализма - поэта и публициста Алексея Широпаева. Его перу принадлежит книга "Тюрьма народа", которая выдержала уже несколько переизданий и весьма популярна в некоторых (далеко не во всех) националистических кругах. Пересказывать содержание книги не буду, отмечу только, что она представляет собой полную антиимперскую ревизию всей русской истории. Для нашей темы сейчас интересно то, что Широпаев умудряется сочетать горячие симпатии к национальной демократии с восторгами в адрес Гитлера и "Третьего Рейха". Отличается он и оригинальными взглядами на русскую государственность: "Конфедерация русских республик во главе с Великой Русью могла бы в перспективе стать плацдармом новой белой колонизации...".

Достаточно походить по Сети и увидеть там множество "оранжево-коричневых", которые пытаются скрестить крайне правый национализм и либертарианство. Вспомним, что были попытки создания "Русской Поры" (кричали даже о каком-то движении РНЕ-"Пора"). Да что уж там говорить. Ведь именно на стыке национализма и либертарианства образовалась нынешняя НБП, которая стоит в авангарде "борьбы за свободу". Правда, она сделала слишком большой перекос в пользу либертарианства, но вообще то прецедент налицо. И все еще можно "поправить".

И я не удивлюсь, если пресловутый майдан у нас замутят именно "оранжево-коричневые". Да, сегодня они политически "маргинальны", но ведь все может измениться. Достаточно вложить достаточно средств в данные образования, и они соберут вокруг себя обширную аудиторию. Собственно, много и не нужно. Тысячу-другую, а там это уже можно раздуть как массовую акцию. И кое-кто из либералов туда примчится - будьте спокойны. Ведь надо же как-то поднимать свою популярность, выбираясь из политического тупика.
А зачем все это будет нужно? Ну ладно - украинский "оранжад" был, что называется, "с человеческим лицом", ему и Запад аплодировал. Но кто будет аплодировать национал-либертарианцам? Ну, во-первых, найдется кому. И чем больше сейчас будут давить на русских патриотов, тем больше людей могут завтра побежать на "русский майдан" - хотя бы и из одного чистого протеста.
А, во-вторых, тут не в аплодисментах дело. Кое-кто за границей получит хороший повод поговорить о варварской стране, в которой режим - полицейский, а оппозиция - фашистская. И что, спрашивается, с такой страной делать? Кроме того, и в национальных республиках другие кое-кто получат неплохой аргумент в пользу сепаратизма. Дескать, мало того, что там фашисты бунтуют, так они еще и страну разваливают. Ну, и, спрашивается, что нам делать в такой федерации?

И, напоследок, зададимся таким вопросом - а что же движет национал-либератарианцами? Почему они пытаются соединить несоединимое? А это им просто так удобно жить - без ноши (помните цитату из Яровой?). Хочется вседозволенности, а бяка-режим ее не дает. И раз так, то долой режим. Ибо - не национальный это режим.

В нацизме, если вдуматься, несмотря на всю его тоталитарность, тоже наблюдается некая тяга ко вседозволенности. Не случайно нацисты так восхищались Ницше. Только Гитлер эту тягу выплескивал вовне - на другие страны, где белокурые бестии и оттянулись по полной. А тут может быть предпринята попытка оттянуться уже и на своих, "благо" революция дает мандант на прессование "врагов".

И придерживаться какой-то одной идеологии "оранжево-коричневые" просто не хотят. Это им не выгодно. Ибо любая идеология - она ограничивает свободу индивидуума. Коммунизм ограничивает ее нуждами коллектива, консерватизм - государственной необходимостью. Даже либерализм, и тот ограничивает - свободой других людей. Конечно, на практике индивидуумы везде умудряются, так или иначе, обходить ограничения. Но это происходит не всегда, а кроме того, весьма усложняет жизнь. Тут же все удобно донельзя - свою свободу будем защищать на основании либерализма, а на свободу других плевать - с подачи национализма. И никаких проблем.

       
Print version Распечатать