Конфуз на сельском празднике

Представим себе парадоксальную ситуацию.

На большом сельском празднике выходят перед народом два почтенных старика и говорят: «Слава Богу, наша недотрога заневестилась. Может, и внучков потетёшкаем». Папаша выводит под ручку великовозрастную дочь, красную, как маков цвет, а у нее из-за спины выходит улыбающийся жених. Он давно уговаривал девицу, и вот, наконец, уговорил. Радуйтесь добрые люди! Праздник на нашей улице! Машка за Ваську выходит, ого-го!

Но вдруг раздается недовольный голос: «А я вот не могу принять такого исхода. Несправедливо всё это и не по правде! Я тоже год назад женихался к Машке, но она, стервь, отказала. Почему этому оглоеду такое предпочтение? Я почетный механизатор! Я тоже хочу на ней как бы слегка жениться» - «Окстить, Лукич, ты ж ведь женат лет двадцать как», - напоминают недовольному, - «И что такого? Я еще хоть куды!». Народ застывает в обалдении. Тут слышится другой голос: «А шо? Лукич верно говорит. И я женихался к Машке. На каком-таком основании Машка мне отказала, а этому типчику все своё это даст? А? Я вас, товарищи спрашиваю!».

Выходит ученый человек, агроном, который в городе окончил три курса Почвенного. Ждут от него мудрого слова, образованный же. Он изрекает: «Надо бы Машку того… акционировать. Мужу как бы контрольный пакет акций, а остальным, стало быть, тоже помаленьку. Будут Лукич и Тихоныч Машкиными акционерами-миноритариями. Во так». Мужики смелеют. Всем хочется Машку, Машка очень хорошая: большая, белая, рассыпчатая. Вот уже из-под лавки воет старый пьяница, кощуннник и шпана Виссарионыч, зеленоватый с лица: «И мне шматок от Машки положен… А ежли хто против, то я тому рожу растворожу!»

Ко всеобщему удивлению, на люди выбирается смирный Ефимыч, он всё больше до сих пор прятался, а вот видишь ты, решил возопреть: «Я… тово-етово… тоже… по справедливости… да». Жених в полном недоумении задает вопрос: «Ефимыч, ты ж как отсидел, петухом сделался, на что тебе баба?» А тот взвивается и начинает говорить по-книжному: «А на этого гомофоба я точно заявлю прямо в органы! Он посягает со своим мужским шовинизмом на права сексуальных меньшинств».

Жених подскакивает к агроному и точным ударом в ряшку валит его с ног: «Ты, гад, во всем виноват!» Начинается всеобщая драка, всем весело, одна невеста рыдает. К ней подходит старая подруга, то есть в буквальном смысле старая, к тому же страшная, как аватара белой горячки: «Да ты не горюй! Мне тут з городу писали, мол, институт брака давно устарел. Давай же мы с тобой, родная, выступим за промискуитет». Невеста падает в обморок. Все идут похмелять фельдшера.

Если кто-то еще не понял, всё написанное выше посвящено президентской инициативе по поводу духовного просвещения в школе. Школа давно в этом смысле была девкой на выданье. Тупой атеизм школьных программ еще в былинные времена Бориса Николаевича до самых печенок достал православных родителей. Что у нас школа – до сих пор живет в 1920-х годах? В эпохе воинствующих безбожников?

Ну, начали кое-где кое-что самое идиотское убирать. Уже не так лезет в самые очи гипотеза Опарина. Уже не торопятся ставить древнюю мартышку на место Евы. Уже и русские православные святые проникли в программы по курсу «История России». Уже и Дарвин начал потихонечку сдавать позиции – шажочек за шажочком.

Но чтобы историю и культуру христианства в школе преподавать – не-ет! Это ж потрясение основ! У нас же светское государство, где Церковь отделена от школы, как постановили большевики, залив кровью обе русские столицы! Как мы можем от этого отказаться? Зря они, что ли, залили? Ах, в культурологическом варианте? Ну… всё равно… у нас светское государство же… Да и вообще… эти попы…

Закон Божий в школу не пошел.

Предложили сильно смягченный, действительно, культурологический вариант – «Основы православной культуры». Курс быстро распространился по тысячам школ: ждали только разрешения сверху. Но в 2007 году, если кто не помнит, его благополучно похоронили вместе с региональным компонентом образования.

Но недолгое время спустя патриарх Алексий II выступил, сообщив, что вместо ОПК будет иная форма православного духовного просвещения в школе. Ее, эту самую форму, условно назвали «Духовно-нравственной культурой», ДНК.

С самого начала было ясно: во-первых, это более компромиссный вариант. Столь компромиссный, что капни еще немного водички толерантности, и христианская основа совершенно растворится. Но, быть может, наше Священноначалие лучше нас, грешных мирян, понимает пределы допустимого компромисса. Как говорится, ХОТЯ БЫ ЭТО.

Во-вторых, столь же ясно было и другое: без санкции первого лица в государстве никакого прогресса в этом вопросе не будет. Ждали, что скажет президент. Ждали долго.

Наконец, он высказался.

В 18 регионах духовное просвещение все-таки будет. Слава Богу! Войте, атеисты. Пришло время школе надевать подвенечный наряд.

Но.

«Ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения», - такие слова прозвучали сверху. «То есть это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе». Ну а если кто-то захочет изучать все российские религии оптом, то «…для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны», - поясняет глава государства. Если же папа с мамой скажут: «Мы, сыночка, в третьем поколении безбожники, и надо уважать веру отцов, даже если они верили в кукиш с маслом», - то их ребенка ждет курс «Основы светской этики».

Вот тут-то и начинается конфуз на сельском празднике.

С одной стороны, конечно, остается надеяться на лучшее в том же духе: «ХОТЯ БЫ ЭТО ДАЛИ. Потом будут еще шаги». А вот с другой, не с теоретической, а чисто практической, возникают странные мысли…

Верховная власть обещает обеспечить все необходимое для работы любого количества групп, на которые разобьется школьный класс. Стало быть, на всех дадут часы, учебные пособия, помещения, преподавателей, а преподавателям кое-что добавят к зарплате. Да?

Ну конечно.

Вот класс, допустим, из тридцати человек. Двадцать из них желают изучать ОПК. ОПК, и точка. Еще шесть хотят изучать «Светскую этику», хотя ни одна живая душа до сих пор знает, что это такое. И есть ли вообще какая-то единая этика, характеризующей чертой которой является подчеркнутая безрелигиозность? Еще два хотят изучать буддизм, поскольку две папы и две мамы детишек связаны групповым тантрическим сексом, но тантры в программе нет, и ничего ближе буддизма не предвидится. Один парень хочет всерьез заниматься «Основами культуры вуду», но за неимением такого предмета в учебной сетке готов киснуть на «Истории традиционных конфессий России». ИТКР, стало быть. Еще одна девочка ни на что, кроме католицизма, не согласна. И ее присоединят к православной группе, сказав: «Не чуди, соплюшка». Еще один человек станет всерьез изучать иудаизм. В смысле, дома и в школе при синагоге он будет всерьез изучать иудаизм, а в обычной средней школе с унынием втолковывать учителю то, что знает в три раза лучше учителя.

Ну, вот как-то так.

4 учителя.

4 типа учебников.

4 учебных помещения.

И что, всё это на самом деле будет? По 18 регионам?

Не так-то просто разделить брачную ночь на несколько частей. Так, чтобы мужу досталось вдоволь, да еще и «миноритарии» остались поголовно довольными…

Возможно, когда какое-то хорошее дело реставрируется в своих правах, подобный бардак на начальном этапе неизбежен.

Но если здраво смотреть на вещи, то… Русская Православная Церковь добилась от государства очень большого сдвига в образовательной системе. Русская Православная Церковь – столь значительный организм, что сможет адекватно участвовать в подготовке учителей, учебных пособий и программ по всей стране. Православие – абсолютно преобладающая конфессия в России. Ни у кого из «смежников» таких возможностей нет. А если говорить о «Светской этике», то это вообще какая-то мертворожденная фикция.

Так и следовало бы с самого начал закрепить абсолютный приоритет за православным духовным просвещением. Тем, кто не захочет учиться православию, дать возможность изучать хотя бы те же ИТКР, да и всё. В местах компактного проживания мусульман, иудаистов, буддистов (а это очень незначительный процент территории и населения) позволить мусульманам, иудаистам и буддистам преподавание основ их культуры, остальным дать право посещать те же ИМР. Точка.

Но, похоже, до сих пор ученые консультанты подсовывают главе государства планы, построенные на основе одного тезиса: «Что угодно, только бы не попы».

       
Print version Распечатать